Конструкции автомобильных шин

Любой автомобиль не представляется без колес, которые, без всякой иронии, являются его основой. А основой для самих колес (если не учитывать диск с ободом) являются, конечно же, шины.

Шина для автомобиля – это одна из главных составляющих колеса, она поглощает относительно небольшие колебания, связанные с проблемным дорожным покрытием, и представляет собой достаточно упругую оболочку, закрепленную на ободе колеса.

шины для автомобиля

Изготавливаются современные шины в основном из резины, имеются, конечно, и некоторые другие материалы, но их ассортимент небольшой из-за сложности производства, и используются они в основном для изготовления спортивных, гоночных и экспериментальных автомобилей. Материалами для изготовления резины являются:

  • натуральный каучук, хотя его вряд ли сейчас можно найти, потому что он очень дорогой;
  • синтетический каучук: из него сделаны практически все виды шин для массового изготовления автомобилей. Это один из самых дешевых материалов. Самый легкий способ проверить качество — провести пальцем по шине, если останется след – такая шина прослужит недолго;
  • классический компаунд: новый вид сырья, основной составляющей частью которого является технический углерод, или в простонародье – сажа. В смеси для производства шин этот компонент составляет 30%; благодаря этому материалу продлился срок службы шин, удалось добиться минимального износа при торможении или резком наборе скорости. Минусом можно считать высокую цену и выделение больших объемов копоти при сгорании, то есть низкий уровень вулканизации. Это приводит к существенным проблемам при утилизации;
  • компаунд с использованием серы (альтернативный вариант, который при дальнейшем усовершенствовании может стать дешевле классического компаунда);
  • компаунд с использованием кремниевой кислоты. Данный вид является альтернативным компаунду с техническим углеродом; цена не высокая, но шины прослужат меньший срок. Главное достоинство — лучшее сцепление с мокрой дорогой за счет присутствующих перекисей, а это наносит меньший ущерб окружающей среде, ибо не выделяется копоть; как результат – с утилизацией не возникает больших проблем.

Отдельно стоит заметить — какой бы компонент ни был в основе компаунда, все равно производители в смесь для производства шин добавляют различные масла и смолы с целью смягчить материал шины и сократить время его вулканизации (особенно это актуально для зимней резины).

Материалами изготовления для корда (специальная ткань при создании каркаса покрышки, то есть шины без воздушной камеры) являются нити различных материалов: нейлоновые, капроновые, вискозные (для легковых машин), стекловолокно (для всех видов автомобилей; мало подвержены порче при влиянии внешних факторов – влага и температура) или металлическая проволока (для грузовиков).

Теперь стоит рассмотреть виды шин. Они бывают двух основных видов:

  1. Камерные. Состоят из покрышки и воздушной камеры, воздушная камера вставляется в покрышку. Воздушная камера имеет вентиль (или ниппель), через который и происходит надув колеса. Самый распространенный, классический вид шин, используется повсеместно.
  2. Бескамерные (это современный вид шин). Не имеют никаких воздушных камер, а сами выполняют их роль. Покрышка (то есть шина без наличия воздушной камеры) просто надевается на обод диска колеса. На этом диске находится отверстие, куда ставится клапан с вентилем с целью подкачки колеса.

При данном варианте стоит помнить о необходимости приобретения качественных дисков колеса, на которые возлагаются несущие силовые функции. В противном случае такие шины прослужат весьма недолго, к тому же могут быть причиной аварии в результате внезапного выхода из строя.

Покрышки делятся на:

  • радиальные (нити каркаса располагаются строго вдоль радиуса колеса, то есть параллельно; слоев корда меньше, из-за чего и шина легче; при этом снижается температура шины при качении, а это увеличивает срок службы; при движении автомобиля создается больший комфорт);
  • диагональные (нити располагаются под углом к радиусу колеса, то есть пересекаются между собой; количество слоев каркаса может быть только четным). Такие шины значительно дешевле радиальных, и ремонтировать их легче, но больше никаких достоинств перед последними у них нет.

Еще одной главной составляющей автомобильной шины считается протектор (достаточно толстый резиновый слой, соприкасающийся непосредственно с дорожным покрытием и имеющий определенный рисунок), который призван максимально увеличить сцепление шины с дорожным полотном. Все протекторы различаются рисунком, который призван не украшать его, а более качественно осуществлять сцепление с дорогой в тех или иных условиях.

Рисунок на протекторе может быть:

  • направленным (вода быстро выводится из места взаимодействия шины с дорогой; стоит уделять особое внимание монтированию данных шин в соответствии с маркировкой, которая показывает направление движения колеса; неправильная установка приведет к аварийной ситуации);
  • ненаправленным (низкая цена; не имеет значения, с какой стороны машины ставится шина);
  • ассиметричным: идет двойственность рисунка протектора, то есть с правой стороны – рисунок для мокрой погоды, с левой стороны – для погоды нормальной.

В зависимости от того или иного времени года шины, для большего сцепления с дорожным покрытием, распределяют на:

  • летние (предназначены для горячего асфальта, имеют очень высокий индекс скорости; при температуре от +7 и ниже эту резину надо менять, ибо она начинает твердеть и утрачивать свои основные функции);
  • зимние (используются сугубо при низких температурах; сохраняется эластичность; протектор имеет узкие канавки, что помогает хорошо держать машину на дороге в условиях гололедицы; при повышении температуры до +9 такие протекторы быстро стираются и резина становится непригодной для дальнейшей эксплуатации, поэтому обязательно надо менять на летнюю);
  • внесезонные: имеют двойной протектор – летний с одной стороны, с другой – зимний; при этом они вовсе не рассчитаны на суровые зимы.

Итак, мы рассмотрели основные варианты автомобильных шин и некоторые их важные особенности. Таким образом, для того, чтобы понять, какие шины применять в тех или иных условиях, следует просто исходить из этих особенностей, но если есть возможность, то нужно просто брать пример с более опытных автовладельцев.