Яркие, мотивирующие, интересные – какими должны быть учебники для школы?

Для украинских авторов учебников, экспертов и издателей провели тренинг в рамках проекта “Финский поддержка реформы украинской школы”. Обсуждали, как избежать недостатков, которыми до сих пор пестрят отечественные учебники, какие подходы применять к оценке рабочих тетрадей для 1 класса.

О финских учебниках рассказывал руководитель третьего кластера “Образовательная среда” проекта “Финской поддержка реформы украинской школы” Яркко Лампіселька.

Кто и как составляет учебник?

Складывая учебники, финские авторы учитывают три важных компонента: teaching (преподавание), learning (изучение как самостоятельный процесс), studying (обучение). И всегда помнят: именно учебники и рабочие тетради могут облегчить овладение учебной программы, но никоим образом не навредить мотивации учащихся.

Главное требование к финским учебникам-соответствие всех тем национальной учебной программе Финляндии (Finnish National Curriculum). Авторы и издатели очень тщательно ее изучают перед тем, как формировать учебник и наполнять его содержанием.

Учебную программу (Curriculum) разрабатывает Национальное Агентство Образования Финляндии (FNAE). Жизненный цикл учебной программы обычно составляет 8-10 лет. FNAE создает группы экспертов для всех школьных предметов, чтобы сделать обновление программы.

В группу экспертов входят представители издательств, университетов, преподаватели, образовательные исследователи, специалисты по контенту, директора школ.

Издатели обычно спрашивают предыдущих авторов, или те не хотят продолжить работу над учебниками, или же создают новые рабочие группы для подготовки рукописей.

Издательства нанимают авторов, исходя из их знаний и опыта. Ценится трехстороннее ноу-хау: хотя бы один опытный школьный учитель, один университетский специалист по определенному предмету и один университетский специалист по педагогике. Некоторые авторы учебников могут работать в обоих группах – в команде по обновлению учебных программ FNAE и, собственно, над созданием учебника в издательстве. Как только становится известно, что обновленная учебная программа вот-вот будет готова, в издательствах уже отчитываются: первые издания учебников за шаг до рекламной кампании.

Впоследствии издательства организуют несколько презентационных выставок, на которые приглашают учителей, устраивают встречи в школах, на которых демонстрируют свои учебники. Этот период длится от 6 до 12 месяцев. Издательства также организуют в школах уроки о книги, тренинги для учителей, как лучше ими пользоваться. Как правило, учебники, которыми будут пользоваться с началом учебного года, в школах весной.

Последние рамочные учебные программы для средней школы в Финляндии были опубликованы в 2014 году, а для высшего среднего – 2016-го. Однако, FNAE уже объявила о начале работы по обновлению учебного плана на 2021 год. Это довольно короткий промежуток времени между обновлениями учебного плана, поэтому издательства уже начали набирать авторов, и процесс разработки учебника начался снова.

Учебники и рабочие тетради для 1 класса должны касаться жизни ребенка и развивать познавательные навыки. Учебные материалы — это лишь один из компонентов образовательного процесса. Учитель должен понимать, что у него есть много возможностей для преподавания и учебник – лишь один из инструментов.