Автомобильные коробки передач: виды

Коробка передач или как ее сокращенно называют КП или КПП — это механический агрегат, устанавливаемый на различные механизмы, станки, и механические ТС. Основной задачей коробки передач является изменение крутящего момента на ведущих колесах, сам по себе двигатель не может обеспечить широкий диапазон. К тому же коробка передач обеспечивает возможность движения автомобиля задним ходом, а так же отключение двигателя, переводя его в нейтральное положение, при котором происходит отсоединение крутящего момента от ведущих колес. Самое широкое применение коробки передач получили именно в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания.

Классификация коробок весьма велика и перечислять возможные варианты не имеет смысла. Для автомобилистов имеет значение только три вида коробок, различающихся по способу управления (переключения): простая механическая пятиступенчатая — самый распространенный на сегодняшний день вариант, автоматическая коробка передач — характеризуется удобством, большой стоимость и трудностью в ремонте КПП, а так же новый вид — вариатор, широкого распространения пока не получивший.

Как было сказано выше самым распространенным видом КПП — является механическая коробка передач (МКПП). Это такой редуктор, который изменяет крутящий момент, и переключение которого осуществляется вручную. Такая коробка использует оптимальный режим при различных скоростях. Так, на малой скорости, а также при подъеме в горку или езде по труднопроходимой местности, требуется больший крутящий момент. Поэтому движение в таких условиях осуществляется на пониженных передачах, которые имеют большое количество передаточных отношений.

И наоборот, при высоких скоростях на ровной поверхности, используются более высокие передачи, которые имеют меньшее количество передаточных чисел. И автомобиль при тех же самых оборотах, что и при движении в горку, будет ехать быстрее. Проще говоря, коробка передач нужна из-за особых свойств ДВС. У любого двигателя есть так называемая красная зона количества оборотов, за которую заходить нельзя, иначе существует опасность повреждения двигателя. В большинстве современных автомобилей существует так называемое «ограничение электроникой» на количество оборотов. Коробка меняя передаточное число, позволяет двигателю находится в оптимальном режиме работы.

Автоматическая коробка (АКПП) переключает передачи без участия водителя, сама. Так же в автомобилях становится на одну педаль меньше, так как необходимость выжимать сцепление отпадает сама собой. Система сложная и описать ее все детально не представляется возможным, так как даже опытные механики не всегда понимают принцип работы той или иной модели. Состоит АКПП из систем управления и охлаждения, насоса жидкости, гидротрансформатора и механической коробка передач, но переключение все же происходит автоматически.

Переключение скоростей зависит от количества оборотов двигателя и нагрузки на колеса. Обороты растут — переключение передач идет по возрастающей, обороты падают — переключение идет в обратном направлении. Тем не менее, рычаг селектора в автомобиле все же присутствует. И нужен он для выбора режима коробки. Для автоматической коробки переключения передач, как правило, это 4 положения — P (parking), R (Reverse), N (Neutral) и D (Drive). Иногда присутствует пятый режим — Sport (S).

Режим P — это режим парковки, когда мы оставляем двигатель на первой передаче и глушим мотор. Положение R заставляет машину ехать задним ходом, N -нейтральный режим, здесь все понятно, происходит отсоединение двигателя от коробки ну и основной режим — D это когда нам необходимо ехать вперед и коробка все будет делать за нас. Из-за того, что на «автомате» особо не погоняешь, на некоторые модели автоматических коробок ставят дополнительную функция «Типтроник». Функция «Типтроник» позволяет отключать автомат и совершать переключения скоростей вручную. Информация предоставлена компанией «Укр Агро Партнер».