ГБЦ: функции, неисправности и ремонт

Головка блока цилиндров в процессе эксплуатации комбайна подвергается значительным нагрузкам, что способствует быстрому износу и провоцирует разные неисправности узла. Сложный механизм отвечает за функционирование и эксплуатационные характеристики двигателя внутреннего сгорания. Он подает горючее и выводит отработавшие газы. Какие функции еще выполняет и как обеспечить его исправную и долговечную работу? Как обнаружить исправности агрегата? Об этом читайте далее.

Функции головки блока цилиндра

Этот механизм — один из составных элементов двигателя и на него возложен целый перечень функций, обеспечивающих работоспособность и производительность транспортного средства:

  • формирование камер сгорания;
  • подача воздуха или топливно-воздушной смеси через впускные каналы;
  • выведение отработавших газов;
  • охлаждение агрегата;
  • поддержка функциональности газораспределительного механизма;
  • смазка комплектующих элементов;
  • обеспечение работы системы впрыска топлива в дизельных моторах.

Из-за функциональности головки блока цилиндра к ней предъявляются высокие требования. Конструкция механизма довольно сложная, состоит из многочисленных элементов: крышка, резиновая прокладка, полость для ГРМ, отверстия для свечей и форсунок, пространство с приводом распредвала и натяжителя, камеры сгорания топливной смеси.

Головка блока цилиндров для комбайнов изготавливается из алюминия. Этот материал обеспечивает долговечность и устойчивость механизма к нагрузкам. Но от естественного износа элементы механизма не застрахованы. В ходе эксплуатации сельскохозяйственная техника нуждается в регулярном техническом обслуживании, ремонте, замене комплектующих элементов.

Поломки, диагностика и ремонт

Каждый месяц, а также после 240 часов работы транспортные средства проходят ТО. Своевременная проверка позволяет обнаружить возможные поломки, заменить вышедшие из строя детали, обеспечивать производительную работу техники и ее механизмов. Неисправности ГБЦ встречаются редко по сравнению с другими сложными механизмами. Наиболее распространенные поломки:

  • деформация головки вследствие перегрева;
  • трещины основных элементов, которые возникают из-за воздействия высоких температур;
  • разгерметизация форсунок, заглушек, полости водной рубашки, пробитие прокладки;
  • потеря упругости клапанных пружин;
  • естественный износ втулок, фасок тарелок, стержней.

О том, что необходимо провести диагностику и ремонт ГБЦ, свидетельствуют нагар, наличие масляных подтеков на ножке клапана или в камере сгорания, потеря мощности и компрессии, густой дым из выхлопной трубы. Обнаружить дефекты можно посредством опрессовки. Диагностике также подвергаются сопрягаемые поверхности.

При деформации головки осуществляются выравнивание, фрезерование, шлифование плоскости. Если износу был подвержен материал клапана, его можно восстановить. Но такой способ подходит при незначительном изнашивании. В противном случае лучше заменить деталь на новую.

Многие деформации, повреждения и трещины не подлежат ремонту. Оптимальный вариант — замена узла. Особое внимание следует уделить правильности установки новой ГБЦ. Ее прокладка — одноразовая и повторному использованию не подлежит. В случае демонтажа головки, прокладку следует менять. Затяжка шпилек и болтов начинается с середины узла, двигаясь к его краям. При таком монтаже обеспечивается равномерное распределение нагрузки на агрегат, снижается вероятность деформаций.

Установка нового механизма позволит исключить риск очередного выхода из строя деталей и комплектующих элементов. Техника при соблюдении правил эксплуатации и регулярном ТО прослужит долго, и не позволит потерять урожай из-за возможных неисправностей.