История николаевского гардемарина, инженера и педагога (ФОТО)

Пятница, 27 сентября, 2013 10:37

Сергей Киверов – уроженец г.Очаков Херсонской губернии. Он появился на свет 15 сентября 1884 г. В 1895-1902 г.г. обучался на корабельном отделении кадетского корпуса. А еще через четыре года, в 1906-м, после окончания морского инженерного училища стал офицером подводного плавания. Он входил в состав одного из первых в истории нашей страны учебных отрядов подводного плавания. Подпоручик С.Киверов согласно приказу получил квалификацию корабельного инженера. А в 1906-1907 г.г. совершил десятимесячное учебное плавание вокруг Европы.

Вслед за «покорением» Европы молодой инженер трудился по специальности в военных портах и на морских заводах в Либаве, в Севастополе, во Владивостоке. В 1915 г. был произведен «за отличную ревностную службу и особые труды в капитаны корпуса корабельных инженеров». О каких особых трудах, выдвинувших Киверова, идет речь?
Ответ на этот вопрос отыскался в книге Н.Залесского, вышедшей в Ленинграде в 1988 г. На ее страницах прослежен тернистый путь изобретателя и строителя первого в мире подводного минного заградителя «Краб» М. П. Налетова. С. Киверов принимал деятельное участие в испытаниях знаменитого детища Налетова, каким явился «Краб». В ходе строительства первого отечественного минного заградителя приходилось решать множество проблем и вопросов. От запланированных в проекте моторов попытались отказаться, так как к тому времени были значительно усовершенствованы моторы немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля. Но морское министерство изменение в проекте не разрешило, так как это привело бы к удлинению срока постройки лодки. Между тем строительство затягивалось и в силу других причин. На заводе менялись директора, а в надзирающем министерстве – чиновники, не обошлось без интриг, подковерной борьбы… Все это растянуло сооружение минного заградителя почти на пять лет. Лишь 12 августа 1912 г. «Краб» был впервые спущен на воду..

Достройка и перестройка подводного минного заградителя продолжались до лета 1913 г. На июль этого года был запланирован его переход в Севастополь для испытаний. Но и здесь не уложились в сроки. В 1914 г. в состав технической комиссии, которой поручалось провести испытания «Краба», был включен и Сергей Киверов. Некоторые из испытаний проводил непосредственно он сам. Первого февраля 1915 г. под давлением испытали на прочность корпус заградителя. Результаты признали удовлетворительными. К подписанным актам не единожды было приложено «отдельное мнение» корабельного инженера штабс-капитана Киверова, в котором он не только сравнивал параметры испытуемого корабля с лучшими образцами, но и приводил расчеты и рекомендации по их улучшению. Скорейшая достройка подводного минного заградителя в это время стала сверхактуальна. Шла Первая мировая война.
«Краб» несколько раз успешно выполнял поставленные перед ним задачи, хотя попадал и под артиллерийский обстрел, и под бомбежку с германских самолетов. Осенью 1916 г. субмарина по решению технической комиссии была поставлена на капитальный ремонт и модернизацию в доке Севастополя. Под этим решением значится подпись и флагманского корабельного инженера подводной бригады Черного моря Сергея Киверова.
Ремонт подводной лодки затянулся. Грянула Октябрьская революция. Под натиском наступающих частей Красной Армии убегавшие из Крыма англичане затопили на рейде Севастополя все немногочисленные еще тогда российские субмарины. На дне моря оказался и «Краб».
Капитан флота Киверов в эти неспокойные, лихие годы оставался в Севастополе. Трудился инженером по ремонту и постройке судов и портовых сооружений, на морском заводе. Какое-то время числился в армии Деникина. После прихода «красных» руководил техническим отделом Севастопольского военного порта, был инженером. В 1923 г. переехал в Москву, где стал работать в Российском управлении делами металлоторга.
Скорее всего, переезд в Москву стал вынужденной мерой, продиктованной желанием «порвать» с прошлым, спутать следы. Но уже в 1924 г. он подвергся аресту за «укрывательство братьев Ион, акционеров английской фирмы». Осенью 1927 г. особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило Киверова к трем годам лагерей. Сергей Яковлевич стал узником печально знаменитого СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения. После отбытия срока последовала трехлетняя высылка в Северный край. В Архангельске Киверов начал работать инженером на судоремонтном заводе. Одновременно преподавал в заводской ученической школе, вел лекции на курсах повышения квалификации рабочих котельщиков и литейщиков, руководил занятиями студентов Московского института инженеров транспорта, проходивших в Архангельске практику.
В 1931 г. С.Киверов перебирается в Сыктывкар. Здесь тоже устраивается инженером на судоремонтный завод, одновременно являясь преподавателем школы ФЗУ водников. Затем начал читать лекции на курсах механиков-судоводителей. Преподавал в строительном и теплоэлектромеханическом техникумах. Им были подготовлены циклы лекций и познавательного, и исторического характера. К примеру, Сергей Яковлевич выступал с докладами по истории подводного плавания и теоретическим основам постройки подводных судов, рассказывал об истории судостроения и судоходства на Севере. Еще до революции он успел подготовить и опубликовать два пособия по устройству подводных судов.  1 сентября 1933 г. С. Киверов бы принят в Комипединститут преподавателем основ производства. 16 июля 1934 г., в связи с отсутствием учебной нагрузки по специальности он уволился из института.
Долго ли он оставался в Сыктывкаре? Когда и куда отсюда уехал? Ответы на эти вопросы пока получить не удалось. Удалось лишь узнать, что С.Я.Киверов ушел из жизни в 1942 г. А в 1995 г. талантливый инженер, испытатель одной из первых в отечественном Военно-морском флоте подводных лодок с минной «начинкой» был реабилитирован.
Вячеслав ПОПОВ