Демаркация интересов

Суббота, 15 мая, 2010 15:58

Экспромтов не будет, заверил с парламентской трибуны первый вице-премьер-министр Андрей Клюев. По его словам, во время визита в Киев Дмитрия Медведева будет подписано пять документов: о демаркации украинско-российской границы, о сотрудничестве в сфере использования и развития навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, о межбанковском сотрудничестве между Укрэксимбанком и Внешторгбанком, о первоочередных мерах по развитию научно-образовательного сотрудничества на 2010—2012 годы, а также программа сотрудничества между Министерством культуры и туризма Украины и Министерством культуры РФ на 2010—2014 годы.

Но замглавы украинской части комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии огласил не весь список. По информации «ЗН», в Киеве и Москве идет работа над 10—12 документами. Они пока находятся на разной стадии готовности. Поэтому, возможно, не все документы будут подписаны в понедельник-вторник Януковичем и Медведевым. Но уж точно дело не ограничится пятью соглашениями. В частности, по сведениям «ЗН», президенты собираются подписать еще три совместных заявления: о европейской безопасности, о безопасности в Черноморском регионе, о приднестровском урегулировании.

Договор о европейской безопасности — любимое детище Дмитрия Медведева, которое он давно пробивает в странах ЕС и СНГ в попытках обрести сторонников своего плана. Кремль давно хотел бы отодвинуть Киев и в решении приднестровской проблемы. Новая украинская власть не прочь принять позицию россиян. Как и в случае с продлением срока пребывания Черноморского флота в Украине, для Банковой такие не выраженные в лично-денежном эквиваленте элементы национальной безопасности, как участие в приднестровском урегулировании, политика европейской безопасности и безопасность в Черноморском регионе не представляют никакой ценности. Эти вопросы на внутреннем сленге новой украинской власти называются «пургой». И ими можно пожертвовать ради «нормализации двусторонних отношений». Потому не стоит удивляться, если в этих совместных заявлениях мы обнаружим до боли знакомые фразы, не раз озвученные министром иностранных дел, премьером и президентом РФ.

Декларируя прагматизм в украинско-российских отношениях, на Банковой не обращают должного внимания на стратегические планы Кремля. Такой подход не просто сужает поле для маневра украинской дипломатии. Он ведет к утере самостоятельности Киева во внешней политике. А ведь Москва давно добивается, чтобы Украина шла в кильватере российской внешней политики, стремясь лишить нашу страну субъектности на международной арене, превратив ее в инструмент реализации своих национальных интересов. В будущем это может противопоставить Украину таким игрокам на геополитической шахматной доске, как США, ЕС, НАТО.

Помимо трех совместных заявлений, по нашей информации, в Киеве и Москве готовят соглашение не только по демаркации, но и по делимитации (обозначению границы на картах) Керченского пролива. Стороны спешат успеть до 17-го числа. Но еще вопрос, будет ли оно подписано во время визита Медведева. Для Киева цена этого соглашения — потеря контроля над стратегическим Керчь-Еникальским каналом, единственным морским путем, по которому суда могут попасть из Черного моря в порты Азовского и Каспийского морей, а также в российские, казахские и туркменские порты Волго-Донского бассейна.

Сейчас этот канал состоит на балансе Керченского морского торгового порта, а лоцманскую проводку судов осуществляет наше государственное предприятие «Дельта-Лоцман». По данным массмедиа, общий доход от использования иностранными кораблями канала составляет 80—100 млн. долл., из них россияне заплатили около 15 млн. долл. Сколько на самом деле зарабатывает для нашей страны Керчь-Еникальский канал — тайна за семью печатями… Тем более что объемы контрабанды в Керченском проливе больше, чем сумма официального дохода от использования канала. О чем «ЗН» писало еще в 2007 году (В.Самар, «Кто на дне, кто в теме, а кто в доле…», №44, 17—23 ноября 2007).

Долгое время Киев, отстаивая на переговорах существующую еще с советских времен морскую границу между Украиной и Россией и украинскую принадлежность Керчь-Еникальского канала, не желал делиться прибылями с Москвой. В свою очередь и россияне не собирались отказываться от прав на канал и, оправдывая свои претензии на владение им, называли советские карты чепухой. В 2003-м Кремлю удалось уломать Леонида Кучму подписать договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором Киев признавал Азов внутренним морем Украины и России. А в своем совместном заявлении Кучма и Путин давали правительствам двух стран поручение создать совместную корпорацию по эксплуатации Керчь-Еникальского канала. В последние годы Киев старательно избегал обсуждения темы создания корпорации. Новое же украинское руководство решило извлечь со дна сундука этот пожелтевший проект.

По информации «ЗН», в готовящемся соглашении Киев предлагает, чтобы делимитация украинско-российской морской границы проходила в соответствии с линией, обозначенной на советских картах. Это означает, что Керчь-Еникальский канал будет находиться в украинской части Керченского пролива. При этом Украина гарантирует свободу судоходства российским кораблям. А для эксплуатации канала будет создана совместная корпорация. Правда, неизвестны предложения российских дипломатов, и останутся ли после встречи президентов у украинцев хоть какие-то права на свой канал.

Четвертого мая в Брянске прошло седьмое заседание подкомиссии по вопросам транспорта комитета по экономическому сотрудничеству украинско-российской межгосударственной комиссии. Там было решено создать совместную комиссию по вопросам совместной эксплуатации канала. Игорь Левитин, российский министр транспорта, сообщил, что это будет сделано для того, чтобы вместе планировать объем работы и инвестиций, определять лоцмановские технологии. По его словам, это важно и для безопасности судоходства — «чтобы мы не допускали ошибок при судоходстве на неразграниченной территории». Но, может, необходимо просто наконец-то размежевать территорию, а не денежки делить?

Планы создать комиссию по вопросам совместной эксплуатации канала не вызвали восторгов у ассоциации лоцманов Украины. Ее президент Виктор Бездольный уже заявил, что у Керчь-Еникальского канала должен быть один хозяин. По его мнению, поскольку канал находится на балансе украинского хозяйствующего субъекта, именно Керченский порт несет всю ответственность в сфере безопасности мореплавания. В то же время «комиссия, даже международная, не являясь по сути, хозяйствующим субъектом, не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность украинского предприятия, а также выполнять функции украинской исполнительной власти. Поэтому тезис о совместной эксплуатации Керчь-Еникальского канала некоей совместной комиссии не соответствует национальному и международному праву»…

Но создание совместной корпорации по эксплуатации канала — плата Киева за завершение договорно-правового оформления российского участка украинской границы. Во все времена это было одной из главных внешнеполитических задач нашей страны. А от решения вопроса по разграничению Керченского пролива уже долгие годы зависит и размежевание Азовского и Черного морей, и демаркация сухопутного участка украинско-российской границы. На переговорах российские дипломаты не раз заявляли: мы вам, украинцам, демаркацию границы, а вы нам, россиянам, — Керчь-Еникальский канал. В последние недели публично говорили об этой увязке соглашений Сергей Лавров и Михаил Зурабов. Так что не стоит удивляться тому, что россияне согласились на подписание соглашения о демаркации украинско-российской границы, о чем сообщил Андрей Клюев.

Если забыть о цене, то подписание этого документа — важное достижение Киева. Москва годами отказывалась от должного упорядочения границы: это был не тот вопрос, который ее волновал. Ведь не из Украины в Россию массово проникают нелегалы. Зато тему границ можно было использовать в украинско-российской игре, демонстрируя среднему украинцу заботу о сохранении исторических связей между двумя братскими народами. Еще лет восемь назад покрасневший от гнева и возмущения Виктор Черномырдин говорил автору этих строк, что Россия не позволит установить забор и проволоку между нашими народами.

Но демаркация — это обозначение границы на местности. Иначе говоря, установление столбиков. А вот заборы и проволочные заграждения — это инженерные сооружения, препятствующие нелегальному проникновению на территорию страны. И демаркация границы вовсе не означает, что стороны будут сразу же тянуть проволоку. Столбики нужны для того, чтобы гражданин воочию видел: здесь заканчивается территория его страны и начинается другое государство. Поэтому, когда россияне начали блокировать работы по началу демаркации сухопутной границы, в 2007-м украинская погранслужба была вынуждена в одностороннем порядке выставить информационные знаки.

Подписание соглашения означает, что будет создана совместная комиссия по демаркации. Ведь если Киев сформировал свою часть комиссии еще в конце 2005-го, то Москва специально затягивала этот процесс. В том числе и потому, что Кремль хотел насолить Виктору Ющенко. Подписав соглашение, россияне возьмут на себя обязательства, которые будут вынуждены выполнять. Конечно, создание комиссии по демаркации не означает, что сухопутный участок границы уже в самое ближайшее время будет обозначен на местности. Но при соответствующей политической воле и финансировании эта работа может быть завершена в течение года. Правда, всегда можно найти отговорки, чтобы затянуть процесс договорно-правового оформления границ до бесконечности. И Константин Грищенко признает, что процесс демаркации займет определенное время…

Что касается тайных соглашений о расширении сотрудничества в энергетике, которые нашла Юлия Тимошенко (скромно заметим, что эти тайные документы были взяты с сайта «ЗН», где они висели с 27 апреля), о кооперации в авиастроении, то здесь Дмитрий Медведев и Владимир Путин, вероятно, будут разочарованы. Похоже, когда в стенах Верховной Рады Андрей Клюев говорил, что соглашения по энергетике отрабатываются, и они не будут подписаны 17—18 мая, он не кривил душой. Поверим на слово и Николаю Азарову, утверждающему, что хотя стороны и пытались завершить переговоры о кооперации в авиастроении к 17 мая, но не получилось: переговоры идут непросто, стороны ориентируются на собственные интересы, да и присутствует недоверие, «являющееся следствием недальновидной политики предыдущих властей последних пяти лет».

Нет, конечно же, когда-нибудь соглашения будут подписаны. Но, как уверяют «ЗН» конфиденты с Банковой, далеко не в таком виде, как предлагают россияне. Если приднестровское урегулирование и европейская безопасность для новой украинской власти — «пурга», то атомная энергетика, газ, нефть, уран — большие деньги. Новые хозяева жизни в Украине не намерены делиться личными прибылями. Так что Путин несколько погорячился, когда предложил объединить «Газпром» и «Нафтогаз». Подойдя к газу, россияне замахнулись на то, что в представлении команды Виктора Януковича и означает настоящую власть и бизнес-суверенитет страны. Здесь Янукович будет отстаивать свое понимание интересов Украины — интересы Ахметова, Фирташа, Клюева, свои личные, наконец. А уж насколько совпадают в представлении Януковича личные интересы с государственными — это вопрос.

Сегодня Виктор Янукович искренне возмущается, не понимая, как это так — у нас с россиянами дружба, а они все о строительстве «Южного потока» толкуют. Свою лепту в протрезвление украинского президента внесла и харьковская встреча: там Виктор Янукович вплотную столкнулся с тем, как россияне понимают дружбу. «ЗН» известно, что на последних переговорах в Москве Юрий Бойко поднимал вопрос о создании трехстороннего консорциума по модернизации ГТС (Украина—Россия—ЕС) при условии строительства новой трубы параллельно старой и отказа россиян от идеи «Южного потока». Но позавчера глава «Газпрома» Алексей Миллер по итогам встречи с министром топлива и энергетики Украины заявил, что предложение об объединении российского концерна с госкомпанией «Нафтогаз Украины» не связано с идеей создания российско-украинского консорциума для модернизации газотранспортной системы Украины.

Разочарование в дружбе с Россией у Януковича будет нарастать. И можно осторожно предположить, что с визитом Дмитрия Медведева в Украину закончатся политические трофеи российского руководства. После этого наступит время закрытых «сейфовых» соглашений. Но рано или поздно достоянием гласности станут и эти соглашения…

zn.ua