Экология в портах должна быть не только на бумаге

Понедельник, 27 июля, 2015 16:51
Сергей Бондарь

В последнее время в результате деятельности Кабинета Министров Украины, направленной на дерегуляцию бизнеса, сокращение проверок контролирующими органами, все чаще возникают аварийные ситуации техногенного характера, с которыми бороться намного труднее, чем предупредить. В масштабах Украины примером может послужить пожар на нефтебазе под Киевом, сгоревшие торфяники в Чернобыле. И в первом, и во втором случае тушение пожаров проводилось несколько дней. Один из них закончился человеческими жертвами. Непоправимый ущерб нанесен и экологии.

В масштабах Николаева участились случаи загрязнения Бугского лимана нефтепродуктами. Только за последний месяц СМИ сообщали о трех случаях загрязнения водной акватории города. Причем в двух из них виновниками стали торговые судна, которые пришли в порты Николаева под загрузку. Последний случай связан со сбросом в коллектор дождевых вод неустановленными на данный момент лицами, как предполагается, нефтесодержащих вод.

Понятно, что существующая система контроля государственными органами далеко не идеальна. Ее необходимо менять. Революция достоинства вскрыла все проблемы, которые есть у нашего общества. Начиная от порой неадекватных действий налоговых инспекций, неудовлетворительной работы милиции, не побоюсь этого слова, ужасного состояния наших Вооруженных Сил.

Также крайне необходимо менять формы и методы экологического контроля. Да, необходимо снизить нагрузку на бизнес контролирующими органами. Но! На честный, надежный бизнес, а не тот, который получил все разрешительные документы при предыдущей власти «хабарников» и «зрадников» и чувствует себя на сегодняшний день «вольготно».

Проверок нет – ура, будем нарушать, может, не заметят. Сомневаюсь, что весь бизнес Украины «кинулся» получать новые разрешительные документы. Ведь по Закону некоторые документы разрешительного характера вообще бессрочные. Зачем же себе «голову ломать» и «утруждать проблемами»? А вдруг не получится вообще получить новые документы, ведь всегда что-то, да и не так, как требует Закон.

С уверенность можно сказать, что в Николаеве есть представители честного бизнеса, которые, несмотря всю бюрократическую волокиту умудряются поддерживать на максимально высоком уровне качество заботы о природе.

Но… Смело можно утверждать, что существуют представители бизнеса, которые пытаются воспользоваться моментом отсутствия проверок государственных органов, «закинув в далекий угол» решения вопросов охраны окружающей среды. Ведь экология – это только затраты денег, человеческих ресурсов, времени. А в бизнесе ведь главное что? Правильно. Прибыль. И она существенно уменьшается при кардинальном подходе к решению экологических проблем.

А ведь износ природоохранного оборудования предприятий, некоторые из которых были построены еще при советской власти, на сегодняшний день составляет не то чтобы сто процентов… Любое оборудование изнашивается, требует постоянного ухода, профилактики, наконец замены. И сама работа существующего природоохранного оборудования напрямую зависит от электричества, которое в Украине стоит очень-очень дорого. Но это все деньги. И деньги – далеко немаленькие. Расходы… Ужасное слово для бизнеса…

Что характерно как для нашего портового города, так и для всех портов Украины и является спецификой работы морехозяйственного комплекса – порты, стивидорные кампании, грузоотправители и грузополучатели очень сильно заинтересованы скорейшими сроками загрузки судна. Ведь простой судна, вагонов – это колоссальные деньги. Например, простой судна грузоподъемностью около 30 тысяч тонн «стоит» около 20 тысяч долларов в сутки! Пытаясь побыстрее загрузить судно, отдельные нерадивые представители нарушают все возможные требования охраны окружающей природной среды.

Средства массовой информации поднимают данную проблему не первый год. Тонны пыли, которые поднимаются вследствие «ускорения» загрузки судна с нарушением технологии погрузки, потом оседает в легких горожан. Вопрос пыления грузов не раз поднимался на разных уровнях местной власти и не один год подряд. Крайнего находили всегда – претензии были в основном к экологической службе. Плохо работают…. Сейчас же с ежегодным увеличением грузопотока и фактическим отсутствием (в связи с действующим запретом Кабмина) экологического контроля, кто будет отвечать за загрязнения? Опять экологическая инспекция? Судя по тенденции распространения информации в сети интернет, все-таки отвечать придется экологической инспекции.

Слив с судна «Maxal Zita» фекальных вод, исходя из информации, выложенной в сети интернет, сейчас почему-то «трактуется» некоторыми СМИ как «экологи вымогают взятку…». Причем в конце концов ни одно из этих СМИ не написало о том, что судовладельцы, если быть точнее, операторы судна (бизнесмены нашего города, кстати) оплатили за загрязнение окружающей среды, согласно представленной претензии экологической инспекции, в бюджет города свыше 100 тысяч гривен. Господа! Давайте соблюдать как минимум одно небольшое правило. Распространяя информацию, поинтересуйтесь хотя бы у второй стороны о ее видении проблемы.

Или недавние сообщения о разливах нефтепродуктов в акватории «Нибулона» с фотографиями этой переливающейся всеми цветами радуги «красоты»… А в интернете: «Никакого загрязнения нет… экологическая инспекция ошибается и превышает свои служебные полномочия, предоставляет ложную информацию». Понятно, иски сейчас очень большие. Очень не хочется, чтобы предприятие платило такие огромные деньги в бюджет. Ударит по рейтингу предприятия и таким известным владельцам предприятия. Вот и пришлось ответственным за охрану окружающей природной среды предприятия выходить из ситуации, публиковать документы, результаты лабораторных анализов сертифицированной лаборатории предприятия, комментировать их в духе «Вот, смотрите, люди, результаты лабораторных анализов воды ничего не показывают. Осмотром ничего не установлено». Но, господа, посмотрите на результаты лабораторных анализов, которые Вы предоставляете прессе. Так, интернет-изданию «Мой город» «Нибулон» дал такое оправдание:

4

Неужели предприятие думает, что никто ничего не видит. Строка под номером 3. Показатели нефтепродуктов (в пробах) – 0,27 мг/дм3 и внимание… дальше по тексту в строке видим норму предельно допустимой концентрации нефтепродуктов (ПДК): ≤ 0,05 мг/дм3. Это как понимать? Неужели Вы думаете, что 0,27 меньше, чем 0,05? На таких показателях результатов лабораторных анализов Вы делаете выводы, что загрязнения нефтью нет? Одно понятно, что оплата штрафов, организация уборки прилегающей загрязненной акватории требует немалых финансовых затрат. Плюс дополнительный простой груженого судна, исчисляемый десятками тысяч долларов США. Очень нежелательные затраты. А за это в наше трудное время могут и с работы уволить… Значит… плохая экологическая инспекция.

Еще одним примером может служить недавний разлив растительного масла в Николаевском морпорту, о котором сообщал Вице-премьер-министр Украины Валерий Вощевский. Экологическая инспекция зафиксировала два (!) раза первичное и повторное загрязнение акватории Бугского лимана (во время присоединения и отсоединения от судна, подающего продуктопровода). Были составлены десятки документов, чтобы выявить ответственных лиц, не допустить дальнейшего распространения загрязнения и заставить этих же ответственных лиц произвести уборку акватории. Снова можно было наблюдать ситуацию, когда частный бизнес не хотел тратить деньги на очистку акватории. Зато на «Преступности.НЕТ» читаем: «В порту уже отчитались, что «благодаря четкой и скоординированной работе службы экологии НФ ГП «АМПУ», при участии стивидорних компаний ООО «ЕТСК» и ООО «Гринтур-Екс», загрязнение, в полном объеме, было ликвидированы в рекордные сроки». Все стало на свои места. Оказалось, что не просто так быстро взялись и убрали. Причем также, как стало известно из достоверных источников, сумма рассчитываемой экологами претензии окажется со многими нулями.

Безусловно, справедливым будет то, что меняя систему экологического контроля, необходимо дать предприятиям возможность закупать и устанавливать новое природоохранное оборудование в счет налогов, которое платит предприятие в бюджет. Это единственное кардинальное решение вопросов дальнейшего сохранения окружающей среды. Ведь на нашей родной земле жить еще нашим детям и внукам…

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемые условия устойчивого экономического и социального развития Украины. Это не просто красиво сформулированный лозунг. Это записано в преамбуле Закона Украины «Про охорону навколишнього природного середовища». Мы ВСЕ просто должны осознать эти слова.

Есть однозначное мнение, уважаемый бизнес, что Вам необходимо все-таки глубоко задуматься над вопросом сохранения Природы.

Многие согласятся с тем, что если все-таки Вы решительно поддержите политику, направленную на сохранение окружающей природной среды, в средствах массовой информации будет намного меньше сообщений, якобы «компрометирующих» органы экологического контроля.

Берегите природу!

Автор: Сергей Бондарь.

Другие новости:

Метки:, , , ,