Каждый горожанин должен приложить максимум усилий, и тогда нам удастся создать новое общество

Вторник, 22 сентября, 2015 17:25
Николаенко

Патриотическая волна, захлестнувшая Украину после Евромайдана, временно смягчила требования украинцев к социально-экономическим условиям, в которых им приходится жить. Граждане готовы были потерпеть некоторые временные ухудшения ради того, чтобы в будущем все наладилось.То, какой оказалась в Украине послереволюционная жизнь, постоянно заставляет николаевцев задумываться: а стоило ли начинать марш за счастьем такой ценой?

Внимание начинает переключаться  на внутренне проблемы города  и страны, возникает много вопросов к  чиновникам и депутатам. Справедливы ли новые тарифы и соотносятся ли они с качеством, как улучшить работу транспортные  перевозки – все эти и другие вопросы мы обсудим  с Игорем Николаевичем Николаенко, опытным специалистом в жилищно-коммунальной отрасли города и области, непосредственно принимавшего участия в разработке различных программ по реформированию  коммунального хозяйства  нашего региона.

— Игорь Николаевич, вопрос к Вам, как специалисту в вопросах ЖКХ, управленцу, который работал под руководством известных  хозяйственников города и области – Николая Валерьевича. Балакирева, Анатолия Васильевича Чорноусова, Виктора Васильевича Титаренко. Вопрос, который волнует всех без исключения николаевцев: справедливы ли новые тарифы, и как организовать эффективную работу коммунальных служб?

— Тарифы установлены в угоду монополистам, олигархам местного и государственного масштаба, без обсуждения и открытых расчетов.

Ни для кого не секрет, что вся система жилищно-коммунального хозяйства находится в кризисной ситуации. Из-за отсутствия средств на протяжении ряда лет горожане постоянно не получают  качественные услуги.  Складывается парадоксальная ситуация: предприятия ЖКХ жалуются на недополученные средства от потребителя, а потребитель не желает оплачивать некачественный товар. Тарифы ЖКХ однозначно несправедливы, потому что, в первую очередь, должна быть открытая экспертиза ценообразования услуг жилищно-коммунального комплекса. Нет четкого плана, когда будут заменены инженерные коммуникации того или иного района, когда сделают ремонт дороги или дома.

— 1 октября горожане получат новые платежки  за электроэнергию. Расчеты норм потребления  предусматривают три блока, справедлива ли такая система расчета?

— Тарифы были бы социально справедливыми, если б была введена минимальная норма на проживающего, а не на квартиру, поскольку выходит, что семья из четырех-пяти человек должна уложиться в ту же норму, что и семья, состоящая из одного человека. При нынешнем развитии бытовой техники, активном использовании бойлеров, пылесосов, обогревателей, кондиционеров, СВЧ-печей, электродуховых шкафов и т. д. обозначить минимальную норму  в  100 кВт на месяц – это, по крайней мере, нелогично. Если же исходить из логики рыночных отношений, поставщики электроэнергии должны не минимизировать, а, наоборот, стимулировать потребление  своего товара.

Какие пути решения обозначенных проблем Вы видите?

— Косметический ремонт отдельных направлений ЖКХ не приведет к улучшению работы и тем более установлению справедливых и обоснованных тарифов. Я уверен, что без кардинальной реформы жилищно-коммунального хозяйства, изменения всей системы невозможно говорить о справедливости в этой сфере. Нужно в корне изменить подход в системе ЖКХ, должны быть созданы равные конкурентные условия для желающих предоставить эти услуги. Например, жильцы дома должны иметь право сами контролировать предоставление таких услуг, их качество, оплату, использование материалов  через своих избранных представителей. Только в таком случае мы получим справедливое соотношение цены и качества. Другого пути у горожан нет.  Нужен пакет  реформ ЖКХ на региональном уровне, а именно, за 5 лет с привлечением госпрограмм добиться установки счетчиков тепла, газа,  воды и многотарифных счетчиков на электроэнергию у всех без исключения потребителей, заменить все индивидуальные котлы старой конструкции на  универсальные котлы с КПД в среднем не менее 90 процнтов, снизить теплопотери через внешние поверхности всех многоквартирных домов более чем в два раза за счет теплоизоляции в течение 6 лет.

— Очень актуальная тема для николаевцев это постоянное повышение цены на транспортные  автоперевозки. Как определить справедливую цену на проезд?

— В Николаеве разработана и действует «особая схема» в сфере транспортных перевозок, отрасль работает по принципу: предприятие, приближенное к власти, «выигрывает» маршруты, а потом «продает» его частным предпринимателям со своим транспортом. Причем, большую часть городских перевозчиков назвать автопредприятиями в полном смысле слова можно лишь с большой натяжкой: своих автобусов они практически не имеют, стабильных и квалифицированных кадров тоже нет, отсутствуют и штатные водители, и обслуживающий персонал. Весь штат «автопредприятий», как правило, укомплектован по минимуму: директор, бухгалтер и несколько сотрудников для бумажной работы. Вся тяжесть зарабатывания денег лежит, в основном, на хозяевах маршруток и водителях. Они за свой счет приобретают топливо, запчасти, оплачивают штрафы, оформляют необходимые документы и, конечно же, рассчитываются с фирмой за маршрут. Таким образом, сколько бы ни повышался тариф на проезд, перевозчикам все будет мало. Вся прибыль в любом случае достается владельцам предприятий-перевозчиков, а водители всегда вынуждены сводить концы с концами. Общественники утверждают, что в данный момент компенсировать повышение стоимости горючего возможно, ликвидировав уплату «посреднических» сумм собственникам транспортных предприятий.

Транспортное обслуживание лучше не стало после повышения тарифов. Как оптимизировать цену и качество проезда? В некоторые районы добираться по-прежнему проблематично…

— Для горожан важно, чтобы транспорт был комфортным, ходил регулярно, проезд стоил недорого, а маршруты позволяли добраться быстро в любой район. Прежде всего, нужно ставить интересы пассажиров значительно выше  интересов перевозчиков. Повышение платы должно сопровождаться повышением качества обслуживания и быть экономически обоснованным. А как иначе рассматривать то, что установив новый тариф из-за  повышения цен на бензин до 28 гривен, после снижения стоимости бензина более чем на 30% стоимость  платы за проезд горисполком  понизить не счел возможным?

          Сегодня изменения наметились, начали закупаться новые троллейбусы. Но большой заслуги городской власти в этом нет. Они были куплены не за счет рационального расходования бюджета или умелого привлечения инвестиций. Двести миллионов гривен, появившиеся в бюджете так кстати, к выборам, являются результатом как раз политики Президента по децентрализации, а не заслугой городской власти. Именно перераспределение бюджета в пользу городских общин из госбюджета по новому закону дало эти деньги.

Внедрение электронных проездных карточек в состоянии кардинально изменить ситуацию. Они позволят платить только за расстояние, которое проехал, а если есть льготы, то учитываться будут они. А главное, эти данные тут же передадутся в налоговую, и на конец дня будет вычислена прибыль и снят налог. А для контроля графика движения достаточно установить датчики GPS. Но к этому надо готовиться. Хотя бы потому, что внедрение карточек подорвет очень доходную схему. Во избежание практики срывов перевозок, к которой так привыкли прибегать маршруточники, необходимо иметь альтернативу в виде коммунальных предприятий, тем более что это прибыльный бизнес. Эта система позволит достойно обслуживать льготную категорию населения и наших ветеранов и избавит от  унижения и некачественного обслуживания.

— Состояние домов ухудшается: все большему количеству домов требуется ремонт крыш, подъездов, лифтов. Как Вы видите  решение этих проблем?

— Обозначенная Вами проблема должна решаться кардинально и комплексно. Безусловно, темпы старения домов выше, чем объемы производимых ремонтов. То есть жилой фонд неуклонно ветшает, а новый не строится. Да и денег у людей для этого нет.

Идея состоит в том, чтобы заказчиком стал тот, в чьих интересах сделать ремонт качественно и с наименьшими затратами. Нужно передать право распоряжения средствами на ремонт лицу, чьи полномочия подтвердят жильцы дома или группы домов.

Кроме того, существует масса способов привлечь инвестиционные средства и дополнительные ресурсы, при желании жильцов навести порядок в доме. Например, получив право юридического лица дом или группа домов, там, где это возможно, будет сдавать в аренду подвал или территорию, будет продавать право строительства пристройки или мансарды (что, кстати, сразу решает проблему ремонта кровли), а если объединится целый микрорайон и создаст орган самоуправления, то и землю под киоски или парковки будет тоже выделять самостоятельно. Вот вам и источники доходов. Для того, чтобы воплотить все это в жизнь, безусловно, нужны политическая воля и доверие горожан.

— Очень много сложностей создают супермаркеты и магазины, расположенные в специально спроектированных для этого помещениях жилых домов, поскольку такие объекты часто занимают сетевые супермаркеты и точки общепита,  а проблемы они генерируют стабильно. Как, по Вашему мнению, можно решить проблему безопасного сосуществования горожан и больших торговых точек?

— Я систематически встречаюсь с жителями своего дома по улице Крылова, и мы обсуждаем эти проблемы. Так, главная претензия жильцов к супермаркетам — разгрузка товаров во дворах, уничтожение внутренней структуры двора, шум, грязь, мусор, зловонный запах, то есть, все то, что мешает нормальной жизни жителей дома.

Выход в этой ситуации один — долевое участие торговых точек в восстановлении и благоустройстве территорий возле домов, ремонт дорог. Все вопросы с размещением магазинов должны решаться  в обязательном порядке с жильцами домов или же их представителями.

— Поскольку мы затронули тему размещения и соседства больших торговых точек, то в этом контексте нужно особенной внимание уделить проблеме  «будкоградов». Как городу не потерять свой архитектурный облик и упорядочить МАФЫ?

— Позиция моя такая: МАФы – это, безусловно, рабочие места, и закрытие любого – чья-то судьба. Но и уродовать город, подвергая опасности людей из-за снижения зоны видимости и создавать психологический дискомфорт, не нужно. Малая розничная торговля имеет право на существование, и подход должен быть комплексным. Первое условие: главное правило, формирующее облик города, – генплан и план зонирования должны исполняться неукоснительно, исключений быть не должно. МАФы должны быть не беспорядочно разбросаны, а либо сконцентрированы в зонах торговли или отдыха в зависимости от специализации, либо, в соответствии с номенклатурой товара и по согласию жителей города, размещаться в пешеходной зоне микрорайонов. Предприниматель должен понимать, что упорядочение данного вида торговли и в его интересах, поскольку исчезнет необходимость «решать» вопросы с  чиновниками, а лучше инвестировать в новые зоны торговли. Для крупных предпринимателей, способных инвестировать средства,  нужно предложить размещение торговых точек в надземных и подземных переходах в оживленных местах.  Второе направление – отвод территории для мобильных рынков. Утром приехали, развернули трейлеры, рынок поработал  до  определенного времени, а затем свернулись, убрав за собой территорию. Так делается во всем цивилизованном мире. И самое главное – установить жесткие единые правила для всех торгующих.

— Люди больше не хотят тратить время на очереди, на бессмысленные ожидания и при оформлении справок или разрешительных документов. Как сделать, чтобы не тратить в очередях и переписке время и нервы?

— Городская власть должна быть в отношении к людям открыта, доступна и понятна. Чиновник – это нанятый гражданами человек, который честно и профессионально должен выполнять свои обязанности. Сейчас часто вспоминают Маргарет Тэтчер. Так вот, в одном из своих выступлений британский премьер-министр сказала: «Государственных денег не существует. Есть только деньги налогоплательщиков».

Решить эту проблему возможно за счет внедрение электронной системы.  Алгоритм действий будет выглядеть так. В каждом учреждении будет установлена программа идентификации заявителя, а любому желающему будет выдана флэшка с индивидуальным ключом. Вставил в свой компьютер, и на другом конце провода знают, кто именно с ними общается. Это так называемая система электронной подписи.  В этом случае любые платежи превращаются в сущее удовольствие. Ввел показания счетчиков, получил счет, набрал код своей платежной карточки, перевел деньги, проверил зачисление и свободен. Максимум 15 минут на все платежи и сверки.

          Защитой от чиновничьего произвола  должна стать система электронных петиций, т.е. право человека открыто обратиться к власти с требованием или предложением, которое невозможно положить «под сукно», ибо обращения будут видны всем на специальном интернет-сайте. Особенно ценной система электронных петиций является для решения вопросов общегородского значения. Незаконная стройка, место нового парка, неисполнение обязанностей главврачом больницы, требование построить приют для животных, наладить пассажирские перевозки в отдаленный район. Любой из этих и многие другие вопросы могут быть вынесены на всеобщее обсуждение, и в случае законности этого требования, достаточного количества подписей в поддержку и при наличии механизмов реализации власть обязана официально принять решение по этому обращению. Причем непринятие решения в установленные сроки будет чревато жесткими мерами, вплоть до увольнения или инициации вопроса о перевыборах.

— Игорь Николаевич, стартовала кампания выборов в местные советы. Каким должен быть депутат,  мэр, чтобы работать на горожан и регион?

— Я считал и считаю, что городской голова это, прежде всего, менеджер, нанятый в результате выборов для решения проблем горожан. Депутатами нового созыва должны быть люди имеющие большой опыт организаторской, административной и хозяйственной работы, не говоря о знании города, его проблем. Горожане должны понять, что грядущие местные выборы – это момент истины, это определение нашей стратегии жизни на многие десятилетия. Также я думаю, что нужно отказаться о того прошлого, которое сотрясало наш город последние годы.

          Сейчас нашему городу нужны ответственные менеджеры, управленцы, имеющие опыт хозяйственной работы, и действенные, согласованные и проверенные в деле команды. Нам нужны люди с репутацией, под веское слово которых город получит инвестиции для развития и создания рабочих мест.

Я вижу нашу страну Украину и город Николаев, в котором я вырос, процветающим и благополучным. Я верю в то, что если каждый будет делать максимально от него зависимое, то нам удастся создать новое общество, где будут совершенно другие ценности — справедливость, свобода и достойное вознаграждение за труд. Поэтому я делаю сам все возможное и призываю к этому всех, кто неравнодушен к будущему нашего города.

Беседовала Елена Филинюк.

Метки: