Лакомые кусочки николаевских портов: две стороны медали

Суббота, 9 апреля, 2016 14:21
Сергей Бондарь

В 2013 году в связи со вступлением в силу Закона Украины «О морских портах Украины» было создано Государственное предприятие «Администрация морских портов Украины». Многие авторитетные аналитики портовой отрасли по сей день критикуют этот закон и в первую очередь создание ГП «АМПУ», которое в себе сконцентрировало колоссальный финансовый ресурс (в основном за счет портовых сборов) и получила монополию на распределение этих ресурсов. Более того, создание ГП «АМПУ» связывают с бандитским режимом правления  Януковича, но почему-то не спешат с ликвидацией этой структуры!  

Так, ГП «АМПУ» согласно Закону Украины «О морских портах Украины», создано путем выделения из состава государственных предприятий – морских торговых портов — имущества, которое, имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства и не подлежат передаче в аренду или концессию, приватизации и/или отчуждению любым другим способом. В то же время, согласно статьи 23 этого закона, причалы могут быть объектами аренды на срок до 49 лет.

И опять наши правители не спешат убирать из списка объектов, которые могут быть приватизированы, причалы морских портов. Несмотря на то, что морские порты являются пунктом пропуска через государственную границу, а государственные причалы выступают гарантией экономической независимости страны.

Согласно статьи 15 Закона Украины «О морских портах Украины», основной целью создания администрации морских портов Украины является содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного ей в хозяйственное ведение, в том числе модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры, расположенных в пределах территории и акватории морского порта.

Но самое главное – это обеспечение создания равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту. Для обеспечения равных условий работы в морских портах, Министерство инфраструктуры Украины в декабре 2015 года издает приказ об утверждении тарифов на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалам, которые находятся в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, именуемая в народе как спецуслуга.

Согласно этому приказу, стивидорная компания при перевалке своего груза через государственный причал должна заплатить плату за каждую тонну в зависимости от вида груза. Например, за перевалку 1 т зерновых грузов государство получит 0,45$, нефтяных грузов 2 $/т, подсолнечного масла – 0,59$/т, металла – 0,39$/т.

На основании статистических данных на сайте ГП «АМПУ» о перевалке в 2015 году несложно подсчитать сколько будет ежегодно получать государство от стивидорных компаний за использование причалов. Так, только за перевалку зерновых, в Николаевском регионе государство за год получит около 4 млн $, за перевалку металла — 2 млн $, нефтяных грузов 750 тыс. $, подсолнечного масла 460 тыс. $. Возникает логичный вопрос: а куда будут тратиться заработанные в нашем регионе такие колоссальные финансовые ресурсы! Но об этом мы поговорим чуть дальше.

Эта спецуслуга имеет две стороны медали. Первая — это дополнительные доходы для государства, а вторая, соответственно – дополнительные расходы по перевалке грузов для частного бизнеса.

В связи с этим частный бизнес подсчитал свою недополученную прибыль и принял единственно правильное решение это воспользоваться нашим несовершенным законодательством и взять государственные причалы в аренду на 49 лет. Ведь аренда причала позволяет уйти от уплаты спецуслуги, а методика расчета арендной ставки позволяет снизить арендную плату для причалов минимум в 4 раза от ее рыночной стоимости. Кроме того, аренда причала закрепляет за арендатором право единолично использовать его на свое усмотрение и запрещает к нему доступ третьих лиц, что является огромным плюсом в борьбе с конкурентами.

Поэтому в последнее время активизировалась работа представителей портового бизнеса, которые пытаются пролоббировать свои интересы в Министерстве инфраструктуры Украины и получить в аренду лакомые кусочки портовой инфраструктуры. К счастью в Минифраструктуры пока еще благополучно функционирует антикоррупционная программа, внедренная министром Андреем Пивоварским, но и она трещит по швам!

Но больше всего удивляет не циничность частного бизнеса, а то что николаевская громада с ее депутатами, губернатором и мэром не предпринимает никаких шагов, чтобы остановить этот правовой беспредел и запретить аренду государственных причалов в Николаевском регионе! Более того, ничего не сделано для того чтобы средства, заработанные от реализации этой спецуслуги, шли на развитие Николаевского региона.

Автор: Сергей Бондарь