ВелоНиколаев: есть ли у города перспективы стать доступным для любителей двухколёсных

Пятница, 18 ноября, 2016 10:13

Велосипед стремительно занимает все большее место в современной жизни городского жителя. Постоянные пробки, забитые до «не хочу» маршрутки и повышение стоимости проезда заставляют задуматься о более комфортном, бюджетном и мобильном средстве передвижения. Плюсом является и то, что велосипед не загрязняет окружающую среду, о которой, к сожалению, мало кто заботится.

Казалось бы, если хочешь ездить на велосипеде, так покупай и вперед. Но не все люди готовы пересесть на велосипеды сейчас. Проведенные у нас в городе исследования показали, что 30% опрошенных считают главной причиной, по которой они не хотят ездить на двухколесном, отсутствие велодорожек. Еще 18,9% своей преградой считают опасность местных дорог, что вполне логично.

Но есть и радужные перспективы. Велосипедное передвижение приобретает популярность: как транспорт «железного коня» выбрало уже 5,6% николаевцев, при этом 37,5% опрошенных выразили готовность использовать велосипед как основное средство передвижения по городу. В основном это молодежь – 38,5% опрошенных.

Таким образом, можно сказать, что исследования подтверждают неучет интересов более трети населения города, совершенно неразвитую инфраструктуру для ведения активного и экологичного образа жизни, в данном случае используя велосипед. Стоить также отметить, что менее 5% горожан признались, что им не хватает денег на покупку велосипеда, а это подпадает под статистическую погрешность.

Первый шаг сделан

Разговоры о развитии велоинфраструктуры в городе идут уже давно, но одного энтузиазма местных активистов не хватало для реальных изменений в этом направлении. И только в 2015 Николаевская мэрия также задумалась об этой проблеме. Было принято решение наконец взяться за развитие концепции велодвижения. Общими усилиями оптимистически настроенных людей дело все-таки пошло.

Лидер организации «Альтер-Спорт» Роланд Байрозян рассказал, что в прошлом году им удалось привлечь грант: за его счет в городе провели исследования велонаправлений, которые нужны жителям. Он отмечает, что ориентировались не столько на существующих велосипедистов, сколько на простых людей, которым нужно перемещаться по городу, с работы домой, из одного района в другой. Таким образом, удалось создать оптимальную карту веломаршрутов, которые будут пользоваться популярностью у горожан:

«Мы сделали зонирование города, нарисовали, где у нас многоэтажные дома, где у нас люди отдыхают, где больше работают, где у нас промзона, и это нарисовали на карте… Мы сделали так называемые воздушные линии, кто куда ездит. Потом эти линии мы начали укладывать в городскую дорожную инфраструктуру и определили приоритетность маршрутов…Мы смотрели не на то, где ездят велосипедисты, а где люди живут и куда им нужно попасть», — рассказал Байрозян.

%d1%8b%d0%bf%d0%b2%d1%8b%d0%bf

Все полученные исследования легли в представленную концепцию, которую депутаты приняли на заседании сессии 11 октября. Велосипедисты убедили городских чиновников, что пора задуматься об альтернативном способе передвижения, тем более что его популярность только растет: «Велосипедная тенденция умножается на 2 каждый год. Начиналось все с 10 велосипедистов, это я говорю о Велодне как отдельном дне в году, когда собираются велосипедисты. С 2008 года было 10-15 человек, в 2009 больше. С 2010 года мы начали вести статистику, и с тех пор сначала было 80 человек, потом 160, потом 300. Мы дошли почти до 1500 тысячи человек в 2013 году, это был пик. Потом из-за политических и военных моментов велодвижение пошло на спад. Некоторые использовали велосипеды с пропагандистками целями. Появился такой небольшой раскол и очень много пришлось приложить усилий, чтобы вернуть единство в велосипедной идее. В 2016 году официально на Велодне зарегистрировалось 600 человек, а неофициально намного больше, просто не все посчитали необходимым себя приобщать к велодвижению», — рассказал Байрозян.

Дополнительная мотивация

Еще одним «пинком» для руководства города стала новость о том, что в 2017 году в Николаеве пройдет масштабное событие – международная конференция «Велофорум-2017». Такого рода форум направлен на популяризацию велосипедного движения, а также обмен опытом. К сожалению, пока Николаеву абсолютно нечего показать. Сам мер Александр Сенкевич признал, что в городе нет ни одной велодорожки. Но выбор сделан, и Николаеву необходимо наверстывать упущенное. Уже через год городу нужно будет что-то презентовать многочисленным гостям города. С другой стороны, это дает надежду и николаевцам на то, что власть интенсивней зашевелится.

Концепция есть, а что дальше?

«Бюджетная» сессия и должна стать отправной точкой «от разговоров к делу». Депутаты должны определить, какое финансирование получит проект развития велосипедной инфраструктуры.

Новый внештатный советник мэра по вопросам велоинфраструктуры Денис Моляка отмечает, что на «велоидею» необходимо тратить минимум 5% бюджет города, и тогда через 5 лет город приобретёт видимые изменения. Первым делом необходимо выделить деньги на проектно-сметную документацию и определить компанию, которая займется строительством велосипедных дорожек. Скорей всего это будет львовская компания, так как опыт у этого города есть. В самом Львове достаточно много сделано неправильно, но это помогло львовянам научиться на своих ошибках. Рассматривается и вариант привлечения компании из Киева или Ивано-Франковска, которые также лидируют в этом вопросе:

«Когда мы разрабатывали с ассоциацией велосипедистов Киева программу развития велоинфраструктуры, мы предусматривали первый этап, в рамках которого должно быть построено 50 км велодорожек в городе. Это велодорожки, которые будут проходить по магистральным маршрутам, соединяющими все районы города. Мы предполагаем, что этот этап может занять 5 лет по 10 километров в год. Вторым этапом должно быть уже строительство велоинфраструктуры по второстепенным маршрутам. Это маршруты, которые соединяют внутренние кварталы, микрорайоны с магистральными маршрутами», — поделился видением перспектив Денис Моляка.

Стоимость проектирования и самого строительства пока неизвестны. К примеру, во Львове на обустройство одного километра велодороги тратят порядка миллиона гривен:«Для проектирования мы проводили переговоры с компаниями КП «Львовавтодор», которое имеет большой опыт, оно набило уже определенные шишки и знает, как лучше проектировать велоинфраструктуру. Они в принципе готовы сотрудничать. В их опыте мы не сомневаемся. Также я общался с проектантом из Ивано-Франковска, он проектировал дорожки для Киева», — сообщил внештатный советник мэра.

Городской голова Александр Сенкевич обещал, что при принятии бюджета необходимое финансирование на развитие велосипедной инфраструктуры будет учтено. Остается только надеется, что депутаты не обидят финансированием идею, и в ближайшем будущем в городе закипит работа по строительству велосипедных дорожек.

Другие новости:

Теги: , ,