В Николаеве родители детей с инвалидностью опасаются, что после реорганизации школы-интерната №3 их не оставят на инклюзивном обучении

Пятница, 22 сентября, 2017 11:10

Родители детей с особыми потребностями выступают против реорганизации Николаевской общеобразовательной школы-интерната №3. По их словам, если учебное заведение перформатируют в специальное, то дети не смогут получать инклюзивное образование и их пребывание в школе окажется под вопросом. Однако в облсовете и департаменте образования заверили, что никто не собирается «выставлять детей на улицу». Об этом шла речь на комиссии по вопросам культуры, науки, образования, сообщает интернет-издание «Мой город».

По словам и.о. директора департамента образования Анны Каськовой, школу-интернат предлагают реорганизовать в специальное учебное заведение для детей со слабым зрением и слепых. Но при этом в уставе предусмотреть возможность обучения там и других детей с особыми потребностями, в частности маломобильных.

Как выяснилось, всего в интернате сейчас учится более 200 детей: 21 — ребенок с инвалидностью, из них — 17  учатся на инклюзии. Из этих 17 детей 9 — с ДЦП, 5 — с недостатками слуха и 3 — аутисты. Остальные — обычные дети из малообеспеченных детей из Николаева и области и ромы.

Дети с проблемами со зрением учатся сейчас в городских школах и на индивидуальном обучении — их более 200. Уже два года идет речь, чтобы их перевести в школу-интернат. Каськова заверила, что даже переведение статуса в специальный не повлияет на программы, они остаются как в общеобразовательных учебных заведениях.

Но есть обращения от родителей, которые настаивают на том, чтобы учебное заведение оставалось в своем сегодняшнем формате. Глава общественной организации «Николаевское областное движение поддержки лиц с инвалидностью «Сильные вместе» Алексей Долгих пояснил, что несколько лет назад в школе-интернате создали инклюзивную среду и обучают там детей с особыми потребностями: 17 детей с инвалидностью, в том числе ДЦП. Родители позитивно оценивают такое обучение.

«Эффективность в том, что дети получают полный комплекс услуг, которые там есть. То есть они там учатся, развиваются, проводится реаблитация. Там есть психолог, логопед, дефектологи. Все эти специалисты работают с нашими детками. Кроме того, они там питаются, получают внешкольное образование», — рассказал Долгих.

Как отметила Татьяна, мать ученицы с особыми потребностями, в школе учится 6 детей-колясочников и 9 с ДЦП. Они обучаются на инклюзии. Родители опасаются, что с реорганизацией интерната такой возможности не будет.

«Специальное учебное заведение, в том числе специальная общеобразовательная школа для детей слепых и со слабым зрением, исключает возможность обучения детей на инклюзии. По законодательству Минобразования в специальной школе инклюзии быть не может», — рассказала Татьяна.

Каськова апеллировала, что по большому счету и сейчас в интернате не могли обучать детей на инклюзии, но тем не менее это делают.

«Это так, но на сегодня мы не имели права открывать инклюзивные классы в интернате. Нас три года министерство критикует, что мы это сделали в нарушение нормативных документов министерства», — пояснила и.о. директора департамента образования.

У родителей есть и другие опасения: после переформатирования интерната их детям могут указать на дверь.

«Если будет создана специальная общеобразовательная школа для детей со слабым зрением, существует 852 приказ Минобразования, 3 раздел которого говорит о том, что при комплектации классов для детей со слабым зрением, именно этот тип, не могут находиться дети, которые самостоятельно не обслуживают себя, имеют тяжелые недостатки опорно-двигательного аппарата и не передвигаются самостоятельно», — сказала Татьяна.

Родители говорят, что обращались по поводу этого в департамент образования. Тот поручил городскому управлению образования обеспечить детей условиями обучения по месту жительства. Но, как отмечает Татьяна, по факту в школах нет таких условий.

Каськова заверила, что в уставе будут прописывать, какие категории имеют право учиться, и никто не собирается выгонять детей с инвалидностью.

«В городах и районах инклюзии уделяют меньше внимания, и когда мы создали эти условия, мы же за это и биты. Мы должны еще 200 детей обеспечить правом обучения и социализировать, но не можем этого сделать из-за сопротивления родителей», — заметила чиновница.

Долгих также пояснил позицию родителей: они хотят узнать, сколько родителей слепых детей и со слабым зрением готовы отдать их на обучение в такую школу и сколько педагогов их готовы обучать.

«Во-первых, нужно дать возможность детям с недостатками зрения, которые не видят, учится по месту своего жительства», — отметил Долгих.

По его мнению, нельзя открывать заведение сугубо по одной нозологии, поскольку это создаст по сути сегрегацию детей. В первую очередь, должны создавать условия для инклюзивного образования по месту жительства детей.

Каськова пояснила, что сейчас ожидают изменений по названиям заведений, чтобы не было изоляции и сегрегации детей. Она акцентировала, что дети слепые и со слабым зрением также имеют право на образование. Но поместить их в учебное заведение для детей с умственными недостатками или сниженным слухам нельзя. Можно только в общеобразовательную школу, поэтому интернат №3 с 2015 года предлагают переформатировать. Пока 22 ребенка с недостатками зрения учатся в городских школах, а еще 200 — индивидуально, то есть дома, и они не социализированы.

Депутаты и глава облсовета акцентировали, почему в таком случае не создаются условия для инклюзивного образования, и дети должны ехать из районов в Николаев.

«У нас уже за последние два года 7 семей в Одесскую область, потому что нет условий для детей с плохим зрением в Николаеве и области», — ответила Каськова.

Глава комиссии Надежда Иванова акцентировала, что если в городе и райцентре еще можно создать условия для инклюзии, то для сел это на грани фантастики. Иванова заверила, что никто не собирается выгонять детей, даже если учебное заведение переформатируют: в уставе пропишут возможность их обучения и реабилитации, и все обсудят с родителями. Пока проекта устава нет, поэтому комиссия вернется к вопросу.

Стоит отметить, что во время визита в Николаев министр образования Лилия Гриневич обращала внимание, что Николаевская область имеет очень слабы позиции по инклюзивному образованию.

По словам начальника управления образования Николаевского горсовета Анны Деркач, в городе для инклюзивного образования делается достаточно много. В то же время она признала, что проблемы есть.

 

Другие новости:

Tags: , , ,