Начальник Службы автодорог Николаевщины в интервью рассказал о том, кто его «защищает» от взяточников и о ситуации с ремонтами главных трасс области (Часть 2)

Суббота, 11 августа, 2018 12:07

На Николаевщине продолжается ремонт дорог. О том, как быстро дорожники осваивают деньги и латают проблемные участки трасс,  а также о нерадивых подрядчиках и  в интервью интернет-изданию «Мой город» рассказал начальник САД Андрей Максименко.

— В последнее время жалуются на так называемые «компании-пустышки», которые выигрывают тендер, а потом просто срывают проведение работ. Об этой проблеме говорили и вы. Что, по вашему мнению, необходимо делать с нерадивыми подрядчиками?

— Я не хочу делать преждевременных заключений. Я сам не дорожник, вот мне многие закидывают, что у меня юридическое образование, и как я могу заниматься дорогами. Мое субъективное мнение, что начальник Службы автомобильных дорог не должен быть дорожником. Дорожники – это отдельная каста, которая формировалась не одно десятилетие, они привыкли работать по-своему. Мое мнение по подрядчикам в Украине – это не европейский подход. У нас работают «Росдорстрой», «Полтавабудцентр», «Альком» — темпами я не доволен, я им делаю замечания, но на замечаниях у меня все заканчивается, потому что рычагов у меня, по сути, нет. Чтобы разрывать договора с подрядчиком, мне нужно идти в суд, суд «самый гуманный в мире», и когда закончится судебный процесс, тоже не понятно.

У меня на Н-11 в этом году впервые выиграла компания «Трест №8», что было удивлением для всех, что она подалась и вообще выиграла. Мне тут закидывали, что у нас выигрывают постоянно одесситы – не работают у нас постоянно одесситы. Поэтому я хочу посмотреть на работу «Треста №8», я знаю, как делаются дороги в Беларуси, и если они будут молодцы, то продолжать с ними сотрудничество.

Как привлечь в Николаевскую область зарубежных подрядчиков-профессионалов?

— Не мешать. Не требовать откаты. Не требовать взятки. Кировоградская компания «Кабекс» выиграла тендер по освещению Снигиревского кольца. Они у нас никогда не работали. Ну вот приезжают ко мне и говорят: «Вот мы у вас выиграли». Я говорю: «Ну поздравляю». Там небольшая сумма – 700 тысяч. Они говорят: «А как можно вас отблагодарить?». Я говорю: «Да никак, работайте!». Поэтому если люди видят, тут нет рейдерства, нормальный климат, у нас не бушует аудитслужба, правоохранительные органы – они наблюдают, контролируют, но нет отжимов, наездов, это мое мнение. Нужно сделать климат для бизнеса, и бизнес пойдет.

На самом деле — это глобальная проблема Украины, потому что деньги на дороги выделяются все больше и больше, а добросовестных подрядчиков, которые могут работать, единицы.

Вы заявляли, что на 100% уверены – ремонт трассы Н-14 «Кропивницкий — Николаев» в этом году начнется. Общая стоимость ремонта этих участков составляет 398 млн грн. Когда дорожники приступят к выполнению работ?

— Я благодарен «Укравтодору», что они все-таки решили сделать ее в бетоне, потому что в Кропивницком сделали проектирование в асфальте и уже начали работать. А Николаевская область будет делать ее в бетоне. 3 августа последний день подачи документов. Я думаю, до 15-18 августа будет определен уже победитель и у нас по договору условия 7 месяцев, поэтому однозначно в этом году уже в сентябре начнутся ремонтные работы 100%.

— То есть будут делать дорогу в сентябре-октябре, как раз в период дождей?

— Ну почему дожди? Сентябрь-октябрь нормальная погода. А в ноябре никто работать не будет, по бетону в ноябре работать невозможно будет.

Депутат областного совета Татьяна Демченко говорила, что на Н-14 будет строиться асфальтный завод, хотя дорога бетонная. Что там за ситуация с заводом?

— Тут есть несколько моментов. Мне жаль людей, которые там живут. Они думают, что я туда приезжал один или два раза, когда они перекрывали. На самом деле я посетил Водяно-Лорино и Воссиятское около 20 раз, я стараюсь смотреть, чтобы хоть как-то минимизировать их неудобства, мы летом старались поливать дорогу, чтобы пыли было меньше и тому подобное. Конечно, в первую очередь мы объявили тендера и будем проводить 161 и 162 км – это Воссиятский мост и от моста в сторону Водяно-Лорино, в том числе и Водяно-Лорино. Общая сумма 398 миллионов. Есть у нас 300, я думаю, если мы покажем нормальный темп, то и 98 миллионов нам дадут.

Теперь хочу вернуться в Татьяне Васильевне Демченко. Она каждый раз поднимает вопрос на сессии, мол Максименко отчитайся и тому подобное. Каждый раз я встаю и отчитываюсь, как попугай, но почему-то Татьяна Васильевна не появляется или выходит из зала. Второй момент – я категорически против, чтобы людьми манипулировали. Когда перекрывали дорогу в Водяно-Лорино, было видно, кто организатор, кто там подстрекатель. Проблема Н-14 — это не проблема этой власти, это не проблема этого года – это проблема 10-20 лет, когда начальники автомобильных дорог вместо того, чтобы дорогу сделать неволнистой и убрать ямы, они фрезеровали ее, таким образом уменьшив плотность и дойдя до основы. Плюс это еще и бесконтрольный вес, который ехал по этой дороге и вез в порты, и который никто не контролировал. Почему Татьяна Васильевна, когда была главой облсовета, ничего не сделала, почему нет никаких обращений?

Критиковать легко. Станьте рядом. У меня есть вакансии в Службе автомобильных дорог, у меня есть вакансии в управлении инфраструктуры. Пожалуйста, пусть приходит.

Вы предлагаете Татьяне Демченко работу?

— Конечно. Татьяне Васильевне я предлагаю сотрудничество и работу. Мало того, что она активист-депутат, мы готовы ей еще и платить за то, что она будет давать ценные советы и конструктивные. Но конструктива от нее я не слышу.

Ситуация по Т-1507 «Николаев – Парутино – Очаков». Проведены ли тендеры, и когда начнут ремонт?

— Уже состоялись торги по двум участкам. Не готов вам сейчас ответить, кто подался, и кто выиграл, но торги состоялись. Середина августа – выход на работу. Там асфальт, асфальт – это хорошо, это быстро, асфальт – это понятно. Цемент – это хорошо, но цемент – это непонятно. Я думаю, что за месяц они справятся. Там 50 миллионов, там реально 2 недели работы, гарантия минимум 5 лет.

Качество дорог — это еще и надежный контроль за выполнением работ. За контроль качества выполнения дорожно-строительных работ отвечает «Доркачество» — организация, которая напрямую подчинена «Укравтодору». Фактически «Укравтодор» сам же и контролирует свои работы? Как контролируют ремонт дорог в Николаевской области?

— У нас несколько уровней контроля. В первую очередь – это инспектора, которые у меня есть в Службе автомобильных дорог. Они сопровождают ремонт, они выезжают на дорогу, в момент укладки асфальта проверяют температуру, стараются проверить плотность, плюс у меня есть своя лаборатория, которая дает заключение, плюс есть приказ Новака (Славомир Новак – и.о. главы «Укравтодора» — ред.), который запретил оплачивать работы до заключения «Доркачества».

«Доркачества» в Николаеве нет, оно есть в Одессе, поэтому сговора здесь не может быть. Они к нам приезжают, они нам дают заключение. По Н-11 был брак, заменяли участки, по Т-1508 по нижнему слою были замечания, был брак, и подрядчик исправил. По текущему среднему ремонту и капитальному, пока нет выводов «Доркачества» никто ничего не оплачивает.

Конечно, теперь есть большая проблема с тем, что «Доркачество» не резиновое, и пока они все области объедут – Николаевскую, Одесскую и Херсонскую — дадут заключения, это все время, а подрядчику нужны деньги, чтобы не останавливаться, и это немного замедляет процесс, но мне как руководителю спокойней. Я знаю, что если где-то мои ошиблись и недосмотрели, то их подстрахуют.

Одним из важных вопросов также являются пассажирские автобусные и маршрутные перевозки по области. Недавний пример масштабной проверки на территории Николаевской области, где в ходе осмотра в очередной раз нашли полтора десятка нарушений. Вы сами говорили, что разговоры с перевозчиками не помогают, их нужно наказывать. По вашему мнению, какие меры ужесточения правил досмотра и эксплуатации автомобилей перевозчиками необходимо применять и как их наказывать за нарушения?

— Я начальник Службы автомобильных дорог. Есть такая Татьяна Локацкая – активист, журналист, НАБУ, НАЗК, ГПУ, СБУ, МВД, не знаю, кто она еще. Она говорит: «Вот начальник Службы автомобильных дорог, конечно, с дорогами все хорошо, он полез в пассажирку!». Я про пассажирку знаю хорошо почему? Потому что я работал в управлении инфраструктуры как в этой области, так и в другой — Киевской области. Я по распоряжению губернатора являюсь членом рабочей группы по соблюдению условий договоров в Николаевской области, куда входит и городская власть, и полиция, и «Укртрансбезопасность». Поэтому, я считаю, что хуже, если бы я туда не лез, а сидел, закрывшись у себя в кабинете.

По поводу перевозчиков. Благодаря министру Омеляну мы поменяли постановление 1081, которое регулирует правила проведения конкурса и определения победителя по перевозкам. Там совершено другая, балльная система, прописали требования по Евро-4, Евро-5, Евро-6 – то есть насчитка балов. К сожалению, есть мораторий на проверки перевозчиков.

Что такое перевозки? Есть несколько субъектов в этом бизнесе. Первый – это фирма, которая имеет лицензию, которая подается на конкурс, выигрывает объекты, и дальше она может идти несколькими путями. Первый – вкладывать в свой бизнес, покупать свой автопарк и нанимать водителей – это считается чистейший перевозчик. Второй – он может не покупать, а оформлять по временным талонам на себя арендуемый транспорт, отдельно брать водителей, или водители приходят с автомобилями. Как по мне, – это не бизнесмен, а «крыша», как в 90-х. Фирма-паразит, которая становится между хозяином машин, между водителем и между властью и зарабатывает на том, что ему каждый месяц приносят определенную сумму. И есть третий путь – перевозчики вообще не заморачиваются, не связываются ни с какими фирмами, не подают на конкурсы, а просто в наглую выезжают.

Сейчас мы начинаем активно агрессивно проверять этих перевозчиков. Перевозчик привык так работать, он так работает с 90-х годов. Он привык, что ему не нужно покупать автомобильный транспорт, не следит за автомобилем, а водитель что-то там следит. Они требуют поднятия тарифа, потому что ежемесячные платежи у них уменьшаются или водители уходят.

Мое мнение, так как раньше перевозки работали – работать не будут. Да, может полгода они еще продержатся, может год. У нас делаются дороги, и они являются и пассажирскими артериями. Мы знаем очень много фирм в Европе — лоукостеров. Как только сделают дороги в Украине, поверьте, это будут первые люди, которые придут на наш рынок и просто демпингом повыбивают этих нерадивых перевозчиков на 90%. За 3 месяца вы купили билет за 1 евро до Львова, вы сели в мягкий двухэтажный автобус, водитель в белой рубашке, у него кондиционер, есть туалет и все шикарно. Это будущее перевозок. Поэтому сейчас перевозчики похожи на «выжить любой ценой». В любом случае они не выживут, в таком формате они не будут так работать.

Будущее за европейскими перевозками. Может сейчас это звучит пафосно, но увидите, пройдет год… Давайте возьмем дорогу «Киев-Одесса» Н-05, кто ездил зимой, помнит ужасное состояние. Ямы там кошмарные. Такое же состояние Н-24, только на трассу «Киев – Одесса» выделили 130 миллионов из резервного фонда, а нам дали 10 миллионов на Н-24.

Еще раз говорю, дороги, которые сейчас не в капитальном ремонте – их нужно поддерживать, а поддерживать — это эксплуатационные деньги, которых на сегодняшний день не так много. А дороги делаются. Да, делается акцент на Европу, западную Украину, Киев.

Дорога убивается каждый год. Проходит жара, холод. Если в нее не вкладывать, не поддерживать минимально, то дороги не будет, а никто не вкладывал, ничего не делал. И сейчас закидывать и говорить мне как руководителю, что ты виноват, ты не делал. Да я делаю, просто в таком темпе, как они рушатся, мы не успеваем их латать. Ну берем ту же Н-24, Вознесенск лег – нет Вознесенска, дороги на Вознесенск нет. Чтобы ее сделать минимально, необходимо хотя бы 8-10 миллионов, это по самому Вознесенску, но этих денег нет.

«Укравтодор» потребовал от Службы автомобильных дорог в Николаевской области завершить ремонт на трассе Н-24 «Благовещенское — Николаев» через Вознесенск до 24 июля. Выполнены ли эти работы?

— До 24 июля закончили работы частные подрядчики. У нас остался Первомайск с отфрезированными картами облавтодора, потому что у нас с облавтодором была целая беда. У нас новый директор облавтодора, слава Богу. Я думаю, сейчас они за неделю-две доделают полностью Первомайск. Все остальное – Вознесенск — без дополнительного финансирования сделать невозможно. Вопрос упирается в финансирование. Вы поверьте мне, я не чинуша, многие говорят: «Ты там сидишь в кабинете, не выезжаешь». Да я выезжаю, я объезжаю всю область, я знаю все ямки, я знаю где непроезжаемость.  Я объезжаю дороги, я не идиот, я вижу ямы, но если у меня нет денег, чем мне их замазать? Чтобы не думали, что начальник службы сидит там и ничего не знает, начальник службы все знает. Начальник службы знает про Н-13, про Кривое Озеро, все дороги я знаю, но денег дайте, я готов.

Хотелось бы поговорить о знаках на дорогах, которых зачастую не хватает. Почему на дорогах устанавливают так мало знаков, и куда они деваются?

— У меня такое ощущение, что у каждого жителя Николаевской области в доме есть знак. На Т-1508 подрядчик три раза за день ставил знаки, чтобы сдать нам дорогу, потому что дорога сдается с разметкой и знаками. Мы приезжаем, а знаков нет. Они говорят: «Клянусь, ставил!». Говорю: «Не верю!». Он показывает срезанные столбики. Я говорю: «Ну ставьте, мы приедем». В час дня приезжаем, а половины знаков нет. Ладно, знаки полбеды, а отбойники на Н-11 крутят. Ну скрутил, ну что ты купишь, ну бутылку водки, а кто-то разобьётся.

Как мы помним, экс-начальник Службы автомобильных дорог в Николаевской области Александр Антощук заявлял, что один из нардепов требовал от него откат за ремонтные работы дорог. На вас никакие народные депутаты не давят?

— Когда я сюда изначально приехал работать, приехал работать в команде с Алексеем Савченко. Я вам ответственно заявляю, и почему я тут еще работаю, я ни разу от него никакого незаконного указания не получил, а второе – если на меня кто-то пытается давить политически, угрожали – и такое было от перевозчиков, — Алексей Юрьевич выступает как щит, то есть он берет на себя все удары, он очень жестко отрезает какие-то там просьбы, наезды, и поэтому я еще до сих пор здесь работаю. Если бы мне ставили бы какие-то условия, какие-то планы… Поймите, у нас на сегодняшний день органов, которые борются с коррупцией столько, что сам Трамп боится наших органов. Поэтому, если бы мне поступило хоть одно такое предложение или указание, думаю, что меня здесь уже не было. Я бы написал заявление и ушел. Откаты от меня не требовали.

Отменен тендер на разработку проектно-сметной документации по ремонту Пересадовского моста (мостового перехода через р. Ингул на дороге О-151118). Почему так произошло, мост не будут ремонтировать?

— Мы заключим прямым договором. Мы объявили тендер. Честно говорю, техзадание не очень правильно сделали. Почему? Потому что под это техзадание стоимость моста потом будет около 40 миллионов. Поэтому мы сейчас переиграли, сделали другое техзадание – это будет не понтонный, а металлический мост. Как «Мост любви» в Мариинском парке в Киеве. Вот по такому типу, который будет выдерживать 50 тонн нагрузку, он будет красивенький. Я вам скажу больше, подрядчик «Николаевавтодор» – они вынули Пересадовский мост, откачали, там было куча ила, дырок – они это все залатали, и сейчас он пока держится. Но в любом случае мы будем заключать договор на проектирование дороги. Там будет 1,2 млн – это со всем — с геологией, геодезией.

Беседовали: Алена Бану и Николай Попов.

Напомним, что в первой части интервью начальник Службы автомобильных дорог  рассказал почему область медленно осваивает Дорожный фонд и не находит взаимопонимания с городом.

 

Другие новости:

Теги: , , ,