«Пощечина общественному вкусу»: николаевцам рассказали о «скандальном» искусстве

Суббота, 3 августа, 2019 19:07

Журналистка и писательница Таня Грачева вместе с художницей Мариной Холодной устроили лекцию-перформанс в ДОФе. Под «хрюканье» свиньи эти две хрупкие девушки окунули николаевцев в удивительный и противоречивый мир эпатажных художников и писателей-авангардистов. Мероприятие прошло в четверг, 1 августа, на летней площадке бывшего Дома офицеров флота, сообщает КУ «Агентство развития Николаева».

В самом начале зрители наблюдали кадры с известного перформанса с пощечинами сербской художницы-перформансистки Марины Абрамович. После чего гостей предупредили, что все услышанное и увиденное может иметь последствия. Лекция может травмировать, возмущать и вызвать зависимость.

«Не рекомендуем к просмотру веганам и в особенности людям с неустойчивой психикой», — отметили организаторы.

В целом же лекция-перформанс «Пощечина общественному вкусу» состояла из трех действий. Первое — краткая история авангарда в литературе. Второе – история «шок-арта» и эпатажной живописи. Третья часть и последняя – «похороны» свинства, как явления в обществе.

Изначально «Пощечиной общественному вкусу» назвали манифест поэтов-футуристов, изданный в начале ХХ века Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велемиром Хлебниковым в защиту свободного искусства.

«Крученых рисовал свои книги на обоях. Рисовали ему все: Малевич, Ларионов, Гончаров. Все, кто умели и даже умели рисовать. Все свои книги он писал от руки, потому что думал, что почерк передает настроение. В 1913 году выход в мир сборник, который назывался «Помада». В его предисловии говорится: «Этот сборник написан на собственном языке, который не имеет никакого значения». Взять хотя бы стих: «Дыр булщыл убещурскум вы со бу р л эз». Это «черный квадрат» в литературе. Потому что до Крученых никто не имел спесивости взять и сделать нечто подобное. В сборнике было всего три стиха и это было зарождение «Заумя». Языка беспредметного, лишенного всякой житейской грязи, который готов максимально развязать руки автору и дать ему возможность творить и эпатажировать», — говорит Грачева.

Она рассказала о вызовах и изобретениях футуристов, о создании уникального языка «заумь» и появлении новых течений в литературе. С одним из таких связаны «обэриуты», самым ярким представителем которых называют Даниила Хармса.

«Мы не пироги – пироги не мы. Мы создатели нового времени, слов и предметов. Мы новое лицо и готовы создавать что-то новое», — говорили они. Это была очередная пощечина общественному вкусу. Потому что обэриуты показали на своем примере, что нет времени, нет действия, диалоги раздроблены и все скомкано. Максимально, насколько это возможно. К сожалению, советский менталитет был не очень готов к этому. И поэтому началась новая волна арестов, — отметила Таня Грачева. — Я благодарна времени, что живу именно сейчас, потому что раньше, возможно, также поддалась бы преследованиям. А вот Малевич, мне кажется, жил не в свое время. И он нас готовил. Он уже тогда говорил: «Человек смотрит на звезды через телескоп, но забывает о том, что он и есть звезда».

После литературной части слово подхватила Марина Холодна, рассказав о самых эксцентричных и шокирующих художниках-концептуалистах.

«Для художника важен не только талант, также важна эпоха. Это белый квадрат Малевича. Я рада, что он закончил свой цикл белым — абсолютной чистотой и абсолютной пустотой. Абсолютная истина в небытие. Но тогда его не поняли. Мне кажется, что авангардисты и футуристу – это те люди, которые смотрели в будущее. Они все как один говорят о предметности. То, что мы имеем сейчас. Когда ты живешь в эпоху, где человека окружает деградация социального реализма, хочется в голове немножко пространства. Хочется помедитировать. И когда вы смотрите просто в пустоту и видите маленькие детали, то становится легче», — уверена она.

Девушка коснулась темы кича, когда за баснословные деньги продают и покупают предметы без явной художественной ценности таких произведений. Ярким примером можно назвать «фекалии» Пьеро Мандзони.

«Баночка Мандзони – это пощечина. Он же прямо написал, что продает «дерьмо художника». Но люди это покупали. У меня всегда возникает на этот счет большое смятение. Ведь искусство должно нас к чему-то побуждать. Оно должно нас к чему-то взывать. Оно воспитывает в нас эстетический и художественный вкус. Оно должно призывать человека к анализу предмета, формы и цвета. Оно помогает нам ориентироваться в современной среде. Это очень крутой инструмент, который, к сожалению, стал на путь бизнеса, на который ступают все экономики мира», — резюмировала Марина Холодная.

В завершении организаторы обменялись символическими пощечинами. После чего часть аудитории откликнулись на призывы лекторов и отправились «хоронить свинство».

Организаторы мероприятия: КУ «Агентство развития Николаева» и Платформа MY ART. Мероприятие прошло при поддержке Украинского культурного фонда.

Справка. Лекция-перформанс — сравнительно новый вид современного искусства, ставший востребованным на рубеже 2010-х годов. Сегодня многие художники вместо материальных объектов производят сами лекции, обыгрывающие традиционный контекст академических презентаций.


Самые интересные новости на Нашем Telegram-канале


Другие новости:

Теги: