Карантин и дистанционное обучение: плюсы и минусы в Николаеве

Воскресенье, 29 марта, 2020 15:16

Карантин, о котором пару месяцев назад мы и не могли подумать, стал реальностью и испытанием для всех — и взрослых, и детей. Лично у меня складывается впечатление, что после выхода в обычный режим нам всем потребуется психологическая помощь. В ближайший месяц, а может быть и дольше, нам предстоит продолжать работать удаленно, а детям учиться дистанционно. Я решила поинтересоваться у родителей, учеников и у самих учителей об их впечатлениях о дистанционном обучении.

Сразу отмечу, что некоторые просили сохранить анонимность. Этих людей я знаю лично, поэтому уверена в их историях.

Старшеклассники

Напомню, что ученики раньше всех отправились на карантин, а именно с 12 марта. Сложнее всего, я думаю, сейчас пришлось одиннадцатиклассникам. Ведь на носу было ВНО и поступление. Карантин продлили, но тестирование никто не отменял. В Министерстве образования заявили, что оно все равно будет.

Одиннадцатиклассники по поводу всей ситуации с дистанционным обучением высказали противоположные мнения. Если один человек сказал, что стало больше времени на подготовку, другой, — что в школе начали заваливать заданиями.

Ученик А., считает, что карантин пошел на пользу в плане построения графика под свои потребности. Если конечно нет проблем с самоорганизацией. Ученик рассказал, что теперь хватает времени даже поспать.

«Меня на данный период времени никто не нагружает никакими обязанностями, поэтому я могу проводить каждый день с пользой. Так совпало, что в период карантина у меня началась интенсивная подготовка к ВНО. Так как сейчас нет обязательных уроков в школе, я спокойно готовлюсь к будущим экзаменам без спешки. В школьное время очень трудно уделять внимание подготовке к ВНО, так как тебе нужно делать неимоверное количество домашних заданий, которое влияет на твой аттестат, но если включить режим «супермена», то времени на какие-либо спортивные секции, а уж тем более личную жизнь у тебя не будет», — отметил парень.

Ученица А. из другой школы также говорит, что можно делать задания в удобное время и в любом порядке, что хорошо и даже более продуктивно. Но заданий стало намного больше.

«Во время дистанционного обучения я поняла, что не все так прекрасно и сказочно, как казалось. Во-первых, учителя почему-то подумали, что задавать столько заданий, сколько обычно мы делали за месяц учёбы в школе, — это нормально, а сейчас же мы делаем такой объем работы за неделю дома. И так практически по всем предметам… И как только ты думаешь, что все, наконец-то закончил, как появляются новые задания… Во-вторых, онлайн-тесты, самостоятельные и т.д. Выделяется очень мало времени, по сравнению со школой. И в онлайн-форме, если ты не успеешь сдать, то просто аннулируются все задания. В-третьих, не говорят, в каком виде будет работа: тесты, сколько заданий, к чему готовиться. А ведь настроиться морально и быть готовым на духовном уровне тоже важно», — отметила ученица.

Также Денис, отец 19-летней студентки, у которого также есть сын-школьник, рассказал, что сложностей со старшей нет. Она понимает, что учится для себя, поэтому дистанционное обучение не доставляет проблем.

Младшие и средние классы 

Мне удалось пообщаться с родителями младших школьников — 1, 2, 4 класс — и средних классов — 6-7. К моему удивлению, ситуация с дистанционным обучением в школах оказалась не столь плоха. Родители упоминают о той же организованности детей — чем старше, тем проще. Говорят, что учителя мобилизовались и готовят задания, но есть и минусы.

Татьяна (сын в четвертом классе) рассказала, что ее ребенок сам делает уроки и даже распределяет их по дням. Мальчик не жалуется и говорит, что это не вызывает трудностей. Но Татьяна отметила, что в родительском чате многие хотят обратной связи с учителем по видеосвязи и с объяснениями детям. Не все могут помочь выполнить задания.

«Эти мамы говорят что для них тяжело с уроками сидеть, и что они видят опасность того, что ребенок скатится совсем. Как по мне, то конкретно для моего ребенка такая форма обучения хорошая, потому что он учится самостоятельности», — рассказала Татьяна.

Но рассказывает и о других знакомых, где в школе дают очень большую нагрузку и для детей, и для родителей, что они едва ли не весь день должны делать уроки.

Наталья (сын во втором классе) тоже позитивно отозвалась о дистанционном обучении. Она рассказала, что каждый день учительница проводит уроки с классом в режиме онлайн в программе «Зум». Также учителя сбрасывают домашние задания в «Вайбере» и просят сбрасывать родителей фото с выполненными.

«Хороший вариант для сложившейся ситуации, учителя молодцы. Конечно, родителям тоже надо участвовать и заниматься с детьми, но это и без карантина надо делать», — отметила Наталья.

На вопрос, не стало ли больше нагрузки, она ответила, что по сравнению с 5 уроками каждый день, напряжения нет, и дети с радостью ждут онлайн-уроков.

Владимир (сын в четвертом классе) рассказал, что связь с учителями поддерживается при необходимости и всего хватает. Сразу в школе дали задания в папках, а потом надо было принести ее с решениями. Сейчас все перевели в электронную форму. Дети занимаются в гугл-классе, где дают задания на неделю, фотографируют выполненные задания и шлют ответы.

«Все вопросы решаются в телефонном режиме или в «Вайбере», — рассказал Владимир.

Светлана (дочь в 4 классе, сын — в 7) рассказала, что в четвертом классе нет проблем. Детям присылают задание в группу, в том числе видеоуроки. Есть задания в онлайн-кабинете. Например, по математике есть задания с красивыми рисунками и задачами на логику.

Но она констатирует, что для 7 класса немного сложнее, так как на сайте школы в каталоге файлов задания есть не по всем предметам. Есть задания слишком простые, есть неработающие ссылки, которые не исправляют.

Инна (сын в 1 классе, дочь — в 6) отметила, что учительница в первом классе переживает, выкладывает задания в «Вайбере», у нее даже есть блог с обучающими заданиями, в том числе и видео. Сбрасывают задания и на разных обучающих платформах. Родители говорят, что видно, что учитель старается.

Для 6 класса говорят, что единственный учитель, с которым есть связь, — классный руководитель. Ей и дети могут по «Вайберу» позвонить, она пытается проводить и видеоуроки. Остальные задания сбрасывают в гугл-класс.  Но не все учителя выставляют видеоуроки и презентации и стараются.

Также она заметила, что если дети ранее были заняты на разных кружках и спортсекциях, то теперь сложнее сидеть дома. Но все зависит от ребенка: если старшая самоорганизованная и делает сама, то младшего приходится заставлять.

Денис (дочь студентка, сын в 6 классе) говорит, что в целом дистанционное обучение проходит нормально, большой загрузки нет. Но не хватает обратной связи от учителей. При этом он заметил, что возможно, это зависит и не от них самих.

Он рассказал о том же гугл-классе. Но говорит, что фидбэк идет через родительский чат, что неудобно: учитель проверяет задания, но отправляет родителям, а не детям. На это уходит много времени и нет контакта между учениками и учителем.

«Не хватает видеоработы с учителем. На мой взгляд, учителя тут не дорабатывают, надо выходить на какие-то видеочаты с учениками, проверять лично ошибки, а не отправлять в родительский чат. Они эту цепочку удлиняют по времени», — отметил Денис.

Екатерина (дочь в 6 классе) рассказала, что ребенок за неделю вошел во вкус. В первую неделю было больше заданий, задачи были по учебникам. Сейчас стало проще: на сайте школы начали выкладывать видео. Пока заданий стало меньше. Девочка говорит, что это просто и доступно, есть ощущение, что учитель занимается с тобой. Контролировать ее уже не приходится.

Учителя

Раз родители говорили о недоработках учителей, было бы несправедливо не поинтересоваться их мнением. А учителям, я думаю, тоже непросто. Ведь по большому счету к дистанционному обучению, а тем более на такой долгий период, никто не был готов. Поэтому в первую очередь должна была «откуда-то» появиться наработанная база заданий. И не стоит забывать, что у учителей тоже есть семьи, которым нужно уделять время. В том числе и помогать делать домашние задания детям.

Могу кратко обобщить услышанное — рабочий день стал длиннее. Ученики могут присылать задания, несмотря на установленные дедлайны, и поздно вечером. Уведомления из бесконечных переписок не утихают и на выходных. Поэтому каникул учителя ждут не меньше детей.

Учителя рассказали, что далеко не у всех, как оказалось, даже в городе есть гаджеты и интернет, через который и надо отправлять задания. Да, не стоит думать, что сейчас есть телефон у каждого ребенка. К сожалению, это не по карману всем родителям и опекунам.

Что тогда говорить о селе, где интернет, а тем более с нормальной скоростью, есть не везде. Например, учительница Н. из одного из районов Николаевской области рассказала, что усложняет работу то, что не у всех детей есть гаджеты с доступом в интернет или сам интернет. Не все дети имеют возможность получить домашнее задание в электронном виде, не говоря уже о том, чтобы передать его выполненным.

Учительница Н. из Николаева рассказала, что учителя-предметники материалы для учеников — видеоуроки, образцы выполнения домашних заданий, разные упражнения — отсылают классным руководителям. Он рассылает детям через «Вайбер» или гугл-класс. Так как дети к последнему не готовы, в основном через «Вайбер». Но не у всех есть возможность отправить задания через интернет.

«У других нет времени, родители работают и не могут высылать. Где-то 50-60% класса выполняет домашнее задание. Остальные — и дети, и родители — испытывают трудности и не могут выслать», — рассказала Н.

Но те, кто высылает, в достаточной степени загружают учителей. Работают они сейчас с 8-9 утра и вплоть до 10 вечера. Но и ночью ученики присылают выполненные домашние задания. Поэтому во время каникул учителя тоже хотят отдохнуть.

По поводу обратной связи с учениками, о которой упоминали родители, Н. тоже сказала. Она отметила, что пытается прокомментировать работы учеников, даже похвалить. Если в тетради можно было сразу исправить ошибки, то сейчас получается двойная работа, и каждое слово невозможно расписать. Обратная связь в этом плане тяжелая.

Учительница Д. (Николаев) считает, что пока дистанционное обучение не отработано. Создание гугл-класса, особенно если работаешь сразу в нескольких параллелях, а потом проверка забирает много времени.

Никто не контролирует время работы учителей. Но, я думаю, это касается и других профессий, когда рабочий день стал «резиновым».

«Если ты дистанционно работаешь, значит ты должен весь день сидеть за компьютером и с телефоном. Должно быть уважение у учителей к ученикам и наоборот», — рассказала Д.

Некоторые дают ссылку на готовые ресурсы. Но там есть много ошибок. Понято, что ученики и списывают друг у друга. Но не читают комментарии, где учитель указывает на ошибки. Если ставишь дедлайны ученикам, они начинают жаловаться. Не ограничиваешь — присылают ответы в любое время суток.

Пока учителя не понимают, как будут работать после карантина. Сейчас выставлять оценки и заполнять журнал не могут, поэтому потом будет двойная работа.

Могу подытожить, что и ученикам, и студентам, и учителям, и преподавателям сейчас непросто, как и многим другим. Карантин дал возможность испытать на практике, что такое дистанционное обучение, ведь раньше о нем в основном больше говорили. Возможно, наработанная база пойдет в плюс и разнообразит в дальнейшем обучение.

Автор: Юлия Лукьяненко



Самые интересные новости на Нашем Telegram-канале


Другие новости:

Теги: