США возвращаются

Среда, 6 апреля, 2011 10:18

Американская Westinghouse продолжает успешно апробировать топливные сборки на отечественных атомных энергоблоках, располагая шансами отвоевать у россиян более 50% рынка ядерного топлива в Украине

В конце прошлой недели представители НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse Electric Sweden AB (дочерняя компания Westinghouse Electric) обсудили реализацию контракта на поставки ядерного топлива в Украину. Как сообщила пресс-служба НАЭК «Энергоатом», на рабочем совещании стороны также рассмотрели вопросы научно-технической поддержки эксплуатации американских тепловыделяющих сборок (ТВС) на украинских АЭС, а также поставки стенда инспекции и ремонта ядерного топлива.

Как ранее сообщали «і», 30 марта 2008 г. «Энергоатом» и Westinghouse подписали контракт на коммерческие поставки американских топливных сборок на АЭС Украины на протяжении 2011-15 гг., которым предусмотрена ежегодная плановая перезагрузка свежим топливом не менее трех украинских энергоблоков. Одна партия включает в себя 42 ТВС, всего в соответствии с контрактом предполагается поставить в Украину не менее 630 топливных сборок.

В прошлом году в активную зону энергоблока №3 Южно-Украинской АЭС была загружена первая перегрузочная партия топлива из 42 кассет. В феврале 2011 г., согласно контракту, на ЮУАЭС была поставлена вторая партия, после завершения загрузки которой количество топливных сборок Westinghouse на третьем энергоблоке «Южки» составит 84 ТВС-W, то есть более половины общего количества топлива в активной зоне.

Кроме того, в текущем году ожидается поставка еще одной партии ТВС-W на Южно-Украинскую АЭС — для загрузки в активную зону энергоблока №2, а также на Запорожскую АЭС — для загрузки в реактор энергоблока №5 в ходе планово-предупредительного ремонта в 2012 г. Всего, как известно, в Украине эксплуатируется 13 энергоблоков ВВЭР мощностью 1000 МВт и два ВВЭР — 440 МВт. Таким образом, если не произойдет каких-либо серьезных сбоев в ходе эксплуатации американских сборок, можно заключить, что Westinghouse, начиная с 2011 г., уже удалось отбить у российской топливной компании ОАО «ТВЭЛ» пятую часть украинского рынка ядерного топлива. И это далеко не предел. В соответствии с контрактом от 30 марта 2008 г., Westinghouse, в случае возникновения потребности с украинской стороны, может увеличить объемы дополнительных поставок топлива до трех перегрузочных партий ежегодно с соответствующим пропорциональным снижением стоимости топливных сборок. При этом, как ранее сообщил президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский, контракты на поставку топлива как с Westinghouse, так и с ТВЭЛ, являются достаточно гибкими и позволяют Украине маневрировать в объемах закупок между двумя поставщиками.

Таким образом, американская компания располагает теоретическими шансами занять более 40% украинского рынка ТВС.

Пока особых претензий к качеству топлива Westinghouse не наблюдалось ни со стороны Госинспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ), ни со стороны самого «Энергоатома». В марте этого года господин Недашковский выразил удовлетворенность украинских атомщиков американскими топливными сборками.

В настоящее время «Энергоатом» эксплуатирует топливо Westinghouse на основании так называемых технических решений на опытную эксплуатацию, выданных ГИЯРУ. При этом регулирующий орган сможет выдать американцам лицензию на промышленную эксплуатацию ТВС-W только по результатам завершения полного четырехлетнего цикла работы этого топлива на одном из энергоблоков, которым станет блок №3 Южно-Украинской АЭС. Такие требования вызваны тем, что конструкционные недостатки топливных кассет всплывают, как правило, в последний год их эксплуатации. Если же американское топливо будет работать безупречно, Westinghouse сможет получить лицензию на промышленную эксплуатацию ядерного топлива на отечественных АЭС в 2014 г. Приблизительно к этому же времени в Украине теоретически может быть построен совместно с россиянами собственный завод по производству ядерного топлива. Однако, как показывает практика, сам по себе факт выбора ТВЭЛа в качестве партнера по сооружению завода легкой жизни россиянам в Украине не гарантирует. Основная конкуренция еще впереди.

Экономические известия