Может ли порт стать собственностью города?

Пятница, 22 апреля, 2011 12:25

С инициативой о преобразовании Одесского морского порта из государственного предприятия в муниципальное выступил его руководитель Николай Павлюк в ходе заседания экономического совета при городском голове г. Одессы. «Это распространенная в мировой практике форма собственности портов. Вместо того чтобы отдать порт в частные руки непонятно кому и с какими последствиями, как сейчас планируют сделать, гораздо выгоднее передать порт городу»,— объяснил «i» свою идею господин Павлюк.

По его словам, с передачей порта в собственность города предприятие было бы более прозрачно для общественности и лучше контролируемо городской общиной, чем в случае привлечения для управления портом частной компании. Николай Павлюк не сообщил, нашла ли его инициатива отклик в мэрии, а сам мэр Одессы Алексей Костусев был вчера недоступным для комментариев — его мобильный не отвечал.

Тревоги руководителя Одесского порта, связанные с приватизацией порта, вполне обоснованы. В данный момент в профильном комитете Верховной Рады рассматриваются поправки к проекту закона о морских портах, который депутаты совместно с Мининфраструктуры готовят ко второму чтению.

Как рассказали в администрации морского и речного транспорта «Укрморречфлот», ко второму чтению законопроект будет представлен кардинально видоизмененным. Приняв во внимание многочисленные рекомендации экспертов и критику участников морехозяйственного комплекса, разработчики документа попытались сделать его более прогрессивным и подходящим под существующие реалии рыночной среды в портовой отрасли. Так, в новом варианте законопроекта порт уже трактуется не как «государственное предприятие», а как «транспортно-производственный комплекс». Также определено, что причалы портов и другие гидротехнические сооружения могут передаваться в аренду, концессию, совместную деятельность и управление. Приватизации могут подлежать и складские помещения, погрузочно-разгрузочные механизмы и движимое имущество. Тем не менее оставлена норма о том, что акватория и территория портов является государственной собственностью. По мнению участников рынка портовых услуг, документ является пока еще «сырым» и содержит противоречащие друг другу постулаты. Тем не менее нацеленность его на денационализацию портовой отрасли для них очевидна.

Некоторые эксперты считают, что идея о передаче портов в муниципальную собственность имеет право на существование. «Несколько лет назад, когда только начинались разговоры о возможной приватизации, наша ассоциация выступила с инициативой отработать несколько пробных вариантов формы функционирования портов на небольших предприятиях. Предлагали приватизировать Усть-Дунайский порт и передать в коммунальную собственность Белгород-Днестровский. После работы их в новом статусе в течение пары лет можно было бы делать вывод о том, какая форма более эффективна»,— рассказывает юрист ассоциации «Укрпорт» Арнольд Нырко. По мнению эксперта, ввиду наличия прецедентов существенных разногласий между руководством порта и мэрией Одессы, которые в одно время застопорили развитие гавани, муниципализация была бы выгодна обеим сторонам.

А вице-президент Коллегии юристов морского права Сергей Горчаков отмечает, что значимых юридических препятствий для передачи порта городу сейчас нет: согласно закону об управлении госсобственностью, органом управления может быть не только Мининфраструктуры (управляет сейчас Одесским портом), но и городской совет. Для смены субъекта управления достаточно лишь отменить распоряжение правительства №465, которым органом управления назначено транспортное ведомство, и издать новое с новым субъектом.

Экономические известия

Произойдет ли это, сказать однозначно нельзя: в «Укрморречфлоте» уверяют, что, кроме Одесского порта, ни один из других госпортов подобного желания не изъявлял, и в настоящий момент в ведомстве такой возможности в отдельности для ОМТП не рассматривают.