Высокие расходы на содержание персонала, а не развитие порта: Госаудитслужба предлагает ликвидировать Николаевский морской торговый порт

2 декабря, 2020 09 :50

Специалисты управления Южного офиса Госаудитслужбы в Николаевской области провели государственный финансовый аудит деятельности государственного предприятия «Николаевский морской торговый порт» («НМТП») за период с 1 марта 2018 г. по 29 февраля 2020 г., которое принадлежит к сфере управления Мининфраструктуры Украины. По выводам аудиторов предприятие нужно ликвидировать, поскольку оно неэффективно использует госимущество, не выполняет уставные задачи.

Аудиторское исследование «НМТП» показало, что несмотря на наличие прибыли по данным финансовой отчетности в исследованном периоде, а фактически со времени реорганизации в июне 2013 года, предприятием не перегружено ни одной тонны груза, тогда как целью его создания согласно уставу является осуществление хозяйственной деятельности портового оператора на территории Николаевского морского порта.

Производственные основные средства ГП «НМТП» почти все переданы в платное пользование частным портовым операторам еще в 2013 году сроком до конца 2029, 2030 г. без права расторжения договоров в одностороннем порядке. Во время аудита установлено, что из 14 частных стивидорных компаний, осуществляющих деятельность в Николаевском морском порту, 13 стивидорных компаний работают на государственном имуществе, взятом на условиях аренды у предприятия. Однако фактическое наличие и состояние переданного в платное пользование государственного имущества не проверяется, инвентаризациями не охвачено государственное имущество первоначальной стоимостью свыше 900 млн грн (75% стоимости всего имущества предприятия).

Штат ГП «НМТП» в количестве 47 единиц полностью сформирован административно-управленческим и обслуживающим его потребности персоналом. Их зарплата почти в три раза больше средней в сфере морского транспорта.

Доходы предприятия почти на 100% сформированы за счет пассивных поступлений за переданное в платное пользование государственное имущество. Тогда как объемы дебиторской задолженности арендаторов перед ГП «НМТП» за два последних года выросли в 3,5 раза и достигли до 44,13 млн грн.

«Прибыли ГП «НМТП» недопустимо низкие, учитывая производственные мощности, которыми предприятие наделено государством. Расходы финансовых ресурсов предприятия направлены исключительно на содержание персонала и создание для него комфортных условий, тогда как на восстановление объектов портовой инфраструктуры и основных производственных средств финансы не направлялись и такие расходы не планировались, из-за чего износ основных средств предприятия приближается к 100%», — сообщили в аудитслужбе.

Из-за невыполнение уставных задач ГП «НМТП» с 2013 года не соответствует критериям объекта государственной собственности, который имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства и подлежит исключению из перечня таких предприятий. Кроме того, аудитом выявлены неэффективные и непродуктивные расходы, упущены выгоды на общую сумму почти 127 млн грн.

«Учитывая доказанное аудитом невыполнение ГП «НМТП» уставных задач, необеспечение эффективного использования вверенного государственного имущества и отсутствие перспектив развития, государственные аудиторы пришли к выводу о нецелесообразности дальнейшего существования ГП «НМТП» как самостоятельного субъекта хозяйствования и неэффективности расходов на его содержание», — добавили аудиторы.

Госуаудит служба Украины рекомендовал Мининфраструктуры Украины инициировать перед Кабмином вопрос об исключении ГП «Николаевский морской торговый порт» из перечня предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, как такое, что не соответствует критериям стратегически важного объекта. Рекомендуется поручить ГП «Администрация морских портов Украины» изъять ГП «НМТП» из Реестра морских портов Украины. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшего существования госпредприятия как самостоятельного субъекта хозяйствования и его ликвидации, определив правопреемником всех прав и обязанностей, государственного имущества и других активов ГП «АМПУ» в лице Администрации Николаевского морпорта.

«Функции взимания доходов от предоставления в пользование объектов портовой инфраструктуры (портовые сборы, арендная плата и тому подобное) являются заданиями специально созданного 2013 года государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ»), что определено Законом Украины «О морских портах Украины» и уставом ГП «АМПУ», — рассказали в аудитслужбе.

В случае ликвидации ГП «НМТП» с передачей всего государственного имущества, прав и обязанностей ГП «АМПУ» аудиторы считают, что ежегодный экономический эффект составит около 100 млн грн: экономия расходов на содержание ГП «НМТП» ‒ 40 млн грн, чистый доход от аренды, бербоут-чартера, сервитута ‒ 60 млн грн, — которые в соответствии с законодательством и задачами ГП «АМПУ» могут быть направлены на восстановление и развитие инфраструктуры Николаевского морского порта.

Кроме того, возможны дополнительные поступления от концессии или приватизации малых имущественных комплексов (баз отдыха и комплекса зданий и сооружений на Кинбурнской косе) и еще ряда основных средств, которые с 2013 года не используются в деятельности ГП «НМТП» и не переданы в платное пользование другим субъектам хозяйствования.