Астрономы впервые засекли радиосигнал от экзопланеты

Суббота, 19 декабря, 2020 22:31

С помощью радиотелескопа исследователи впервые зафиксировали радиосигнал от экзопланеты, которая вращается вокруг звезды в созвездии Волопаса. Об этом пишет «Новое время».

Американские астрономы уверяют, что с этим открытием сделали первые шаги к использованию пиков радиоизлучения для раскрытия новых экзопланетных загадок.

«Наблюдение за полярным сиянием планеты — наиболее многообещающий метод обнаружения экзопланетных магнитных полей», — пояснил астроном Корнельского университета Джейк Тернер и его коллеги в своей новой статье.

Когда звездный ветер — заряженные частицы, исходящие от звезды-хозяина, — попадает в магнитное поле планеты, изменение их скорости может быть обнаружено как поразительные изменения в радиоизлучении, статистически описываемые как «скачкообразные».

Собственное магнитное поле Земли трепещет и пищит, как инопланетные птицы, направляя солнечный ветер. Мы также слышали подобные крики с других планет нашей Солнечной системы.

Конечно, чтобы обнаружить шепот таких радиосигналов, исходящих от экзопланеты, ученым сначала нужен способ выйти за пределы всего шума с Земли и других мест. Несколько лет назад для этого команда разработала конвейерную программу BOREALIS.

Уже было несколько предварительных обнаружений новых планет с использованием этого радиоизлучения, в том числе в начале этого года, когда астрономы связали радиоволновую активность с взаимодействием между магнитным полем звезды GJ 1151 и потенциальной планетой размером с Землю. Но все это еще предстоит подтвердить дальнейшими радионаблюдениями.

Теперь же, используя радиотелескоп LOFAR в Нидерландах, ученые смогли обнаружить всплеск излучения от звездной системы, содержащей так называемый горячий Юпитер — гигантский газовый гигант, который близок к тому, чтобы стать звездой.

Обнаруженный ими сигнал является слабым, и его еще нужно проверить с помощью других низкочастотных телескопов, прежде чем исследователи смогут подтвердить истинное происхождение обнаруженных радиоизлучений.

«Мы не можем исключить звездные вспышки как источник выбросов», — предупреждают исследователи, но вероятность выбросов с планеты остается большой.

Если другие телескопы, такие как LOFAR-LBA и NenuFAR, смогут подтвердить эти выводы, такие обнаружения радиоизлучения от экзопланет откроют новую захватывающую область исследований, предоставляя нам потенциальный способ заглянуть дальше в инопланетные миры.