Ученые обнаружили, что раковые клетки могут впадать в «спячку»

Среда, 13 января, 2021 20:22

Раковые клетки, как некоторые млекопитающие, могут впадать в спячку, чтобы переждать неблагоприятные условия для выживания. Лабораторные эксперименты показали, что опухоли могут замедлять свой метаболизм и деление, чтобы начать вновь активно делиться, когда исчезнет угроза, то есть химиотерапия. Соответствующее исследование ученые из Канады опубликовали в журнале Cell, пишет «Громадське».

Ученые говорят, что раковые клетки используют «стратегию выживания эмбриона». Хотя эта стратегия потеряна для людей, ее используют сотни видов млекопитающих, чтобы сохранить свой эмбрион от гибели в период экстремальных условий среды, например, из-за отсутствия пищи. Тогда значительно уменьшается обмен веществ, развитие эмбриона останавливается. Когда окружающие условия улучшаются, эмбрион возвращается к своему нормальному развитию.

Так, во время лабораторного эксперимента ученые обнаружили, что любая клетка опухоли может перейти в спячку для защиты от химиотерапии. В опухоли замедляется темп деления клеток, а также снижаются потребности в кислороде. Пока на клетки действует химиотерапия, они остаются в таком состоянии.

«Стратегию выживания эмбриона» продемонстрировали в экспериментах на мышах, которым хирургически подсаживали раковые клетки, которые развивались в опухоли. Впоследствии животным проводили химиотерапию: за восемь недель лечения рост опухоли останавливалось, а после завершения лечения — восстанавливалось. Ученые повторили эксперимент на нескольких группах мышей и результат был аналогичный: пока длилась химиотерапия, раковые клетки «засыпали», а как только она завершалась — «просыпались».

По словам ученых, то, что раковые клетки могут впадать в спячку, что затрудняет лечение от них, а также объясняет, почему они становятся устойчивыми к определенным медикаментам. В то же время исследователи говорят, что стратегию выживания раковых клеток можно использовать против них.

Так, во время впадения в спячку раковые клетки активируют процесс автофагии — «самопоглощение». Это процесс, когда клетка «пожирает» или разрушает собственные белки, чтобы выжить при отсутствии других питательных веществ. Тогда ученые использовали против клеток вещество, которое подавляет автофагии. Оказалось, что без возможности «самопоглощение» раковые клетки не способны себя защитить, поэтому химиотерапия убивает их.

«Это новый подход к проблеме устойчивости клеток к химиотерапии. Мы должны бороться с раковыми клетками, пока они находятся в уязвимом замедленном состоянии и еще не успели мутировать и стать устойчивыми к лечению», — подытожила одна из авторов исследования Кэтрин О’Брайен.