Астрономы обнаружили экзопланету с тремя звездами

Среда, 13 января, 2021 23:29

Астрономы с помощью телескопа TESS подтвердили существование экзопланеты KOI-5Ab, которая находится в тройной системе. Как сообщает NASA, первые свидетельства о существовании небесного тела получил еще в 2009 году телескоп «Кеплер». Об этом пишет «Зеркало недели».

KOI-5Ab была всего лишь вторым кандидатом в экзопланеты, которые обнаружил телескоп. Но о ней забыли по мере того, как «Кеплер» находил все новые и новые миры. К концу миссии аппарата в 2018 году «Кеплер» нашел 2394 экзопланеты, а 2366 кандидатов все еще ждут подтверждения.

Теперь же, с помощью данных телескопа TESS и других обсерваторий, ученые вернули KOI-5Ab «из мертвых». Они показали, что планета, скорее всего, является газовым гигантом наподобие Юпитера или Сатурна. Она вращается вокруг звезды с двумя компаньонами, совершая оборот за пять суток. Система находится на расстоянии 1800 световых лет от Земли в созвездии Лебедя.

Звезда KOI-5A вращается в тесной связке с KOI-5В, с периодичностью в 30 лет, а их тандем обходит третью звезду KOI-5С за 400 лет. Неожиданностью для ученых стало то, что орбитальная плоскость планеты не совпадает с плоскостью KOI-5В, отклоняясь от нее примерно на 50°. Считается, что такие системы должны формироваться из одного газопылевого облака и сохранять единую плоскость вращения. Возможно, это связано с тем, что планета изменила свою орбиту под влиянием притяжения KOI-5В.

Исследователи отмечают, что это не первый случай обнаружения планеты в двойной или тройной системе. Но, несмотря на это, чаще планеты все-таки вращаются вокруг одиночной звезды.