Новые проекты, репетиции онлайн и ремонты: как живут николаевские театры во время пандемии коронавируса

16 февраля, 2021 12 :46

С введением карантина и локдауна много говорят об экономических потерях, особенно для предпринимателей. Но не менее пострадала от этого и сфера культуры, ведь с ограничениями, которые то вводили, то отменяли, культурные учреждения не могли работать на 100% и получить обратную связь от зрителя, что важно в этой сфере. Журналисты издания My City пообщались с представителями трех николаевских театров и узнали, как они пережили карантинные ограничения, какие потери понесли и как сейчас работают.

Николаевский академический областной театр кукол

Последний спектакль до объявления карантина в театре показали 14 марта. А возобновить спектакли после ослабления ограничений смогли только 19 июня.

Как рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Елена Антонова, сразу же, на той же неделе, когда объявили карантин в марте 2020 года, театр переформатировал работу на онлайн-проекты. Их придумали три.

Первый — предложили актерам с их любимыми куклами сказочными героями создать небольшие видеоролики с обращением к маленьким зрителям. Актерам развезли домой кукол. Руководитель литературно-драматургической части помогала с текстом, актеры сами на мобильный записывали видео.

«Кукла или танцевала, или пела, или рассказывала об условиях карантина, как следует себя вести, о правилах гигиены. Кто-то рассказывал о спектаклях в нашем театре. То есть тематика, которую выбрали актеры, была разной», — рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Елена Антонова.

Полуготовые видео актеры отправляли звукорежиссеру, который их уже «шлифовал» в студии вместе с художником театра. Затем видео выкладывали на странице театра в «Фейсбук». Всего создали около 10 разных видео.

Второй онлайн-проект — «Спокойной ночи, дети» («На добраніч, діти»). Работали над ним почти все цеха театра. Актерам предложили выбрать любимую сказку и записать ее в аудиоформате. Делали это дома, но помогал звукорежиссер. Весь материал с художественным руководителем и руководителем литературной части прослушали, утвердили, а затем вместе с художником создавали с иллюстрациям сказку.

И третий проект — кукольный театр дома. Артистам предложили помочь родителям, которые на карантине проводили много времени с детьми.

«Артисты придумали, из чего в домашних условиях — из бумаги, фанеры, ткани, соломы, сена — создать кукол и спектакль. Каждый артист сделал свой видеоролик, их было также 10, — небольшой мастер-класс, а потом показали спектакль с теми куклами, которых создали. Родители просматривали и присоединялись к творческой работе с детками дома. Очень хорошо, что мы получили от зрителей обратную связь», — отметила Елена Антонова.

Когда выкладывали аудиосказки, многие малыши делали к ним рисунки, родители фотографировали и прикрепляли к постам.

Все 30 онлайн-проектов не выкладывали сразу, а растянули. Обычно театр встречает зрителей каждую субботу-воскресенье, поэтому старались сохранить такой график. Растянули проекты на весь период карантинных ограничений. А когда осенью закончили проект «Кукольный театр дома», даже решили его продолжить — он длился почти до декабря. Во время локдауна еще одна актриса театра создала мастер-класс.

После ослабления карантина только с 19 июня смогли продолжить спектакли в театре. Ограничения были разными: в зависимости от количества людей на площадь.

«Наш зал рассчитан на 96 мест. Были разные карантинные ограничения, которые позволяли принимать от 20 до 48 зрителей. Это, конечно, очень мало. Мы начали искать какую-то площадку, где сможем принять больше зрителей», — добавила Елена Антонова.

Такой площадкой на свежем воздухе стал «Amber Park» (территория бывшего санатория «Коммунаровец» — ред.). Каждую субботу там проводили спектакли с соблюдением карантинных ограничений: площадь позволяла принять до 100 зрителей. Там театр работал с 1 июля по 1 сентября.

Уже со 2 октября открыли юбилейный 50 сезон в театре. На сегодня разрешена заполняемость 50% зала, то есть 48 зрителей могут принять.

За период карантина и локдауна театру кукол удалось сохранить коллектив и обойтись без увольнений, так как даже когда не принимали зрителей, все равно работали в полном составе.

«Работа не останавливалась. Если мы не имели возможности в театре, то творческие работники — актеры, мастера, художники — работали дома, им развозили материал. Мы даже проводили репетиции спектакля «Ревизор» онлайн: каждый актер у себя дома с режиссером из Киева», — отметила руководитель литературно-драматургической части театра.

Финансовые потери театр понес. Елена Антонова обратила внимание, что театр на 70% выездной. Это учебно-воспитательные мероприятия, в том числе в селах области, на побережье Черного моря, на базах отдыха, в торгово-развлекательных центрах Николаева и Херсона.

Когда все «закрыли на замок», то остались со стационарной сценой. Если до карантина было 30-40 спектаклей в месяц с 3-4 тыс. зрителей и около 90 тыс. грн дохода в месяц, то теперь в среднем это 15-20 спектаклей в месяц, от 500 до 1000 зрителей. Доходы в среднем упали до 20 тыс. грн в месяц.

«Если в прошлом году наш доход составил 1 млн грн, то в декабре мы сдали доход 500 тыс. грн, то есть половина. С большим пониманием отнеслось наше областное управление культуры: они понимают, что такой доход не потому, что мы не хотим, а не можем выполнить плановые показатели. Поэтому они не настаивали и не требовали, что будут принимать меры по выполнению показателей, что не будет зарплаты, премий и т.д.», — отметила Елена Антонова.

На зарплату и коммунальные услуги театр получает финансирование за счет областного бюджета в полном объеме. А вот развитие театра теперь в трудностях из-за карантина, так как выручка со спектаклей шла на постановку новых проектов, закупку аппаратуры, костюмов, приглашение режиссеров из других городов.

«Даже в юбилейный сезон мы не можем позволить себе гастроли, потому что те города, с которыми мы договаривались, — Киев, Днепр, Херсон, — в таком же состоянии. Зрителей не будет много, а затраты нужны на топливо, командировочные. То есть не покроем даже траты», — добавила руководитель литературно-драматургической части театра.

После 25 января, когда закончился локдаун, возобновили спектакли. Каждую субботу, воскресенье в 11 и 12:30. Также открыли юбилейный сезон двумя премьерами для взрослых — «Ревизор» и концертная программа «Это вам не игрушки».

Для малышей 20-21 февраля покажут «Снежную королеву», 27-28 февраля — «Рукавичку». С 9 марта ждут приезда режиссера из Киева Сергея Забродина, с которым будут работать над новым спектаклем «Принцесса на крыше», уже готовят декорации, костюмы. Это будет шутливый спектакль, расчитаный на зрителя младшего школьного возраста, о том, что произошло бы, если бы все происходило, как нам хотелось бы. Премьеру планируют на 27 марта к Международному дню театра.

Николаевский художественный академический русский драматический театр

До пандемии театр работал в штатном режиме, за полгода планировались гастроли, премьерные спектакли, прокатные показы. Но карантинные ограничения в театре использовали как время возможностей.

«В театре есть много работы, связанной не только с показом спектаклей. Это выпуск новых спектаклей, это внутренние технически-строительные работы, косметический ремонт. И в любом случае есть понятие застольного периода – читка пьесы, распределение ролей, работа с режиссером. Мы освоили систему Skype, Zoom. В январе 2021 года у нас некоторые артисты были на самоизоляции в связи с карантинными ограничениями, и мы продолжили такую традицию, что застольный период, что выпуск спектакля «Сплачено», читки пьес были онлайн, а потом уже в самом театре проводится прямая подготовка – мизансценирование (расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля – ред.), выгородки (группа предметов, напоминающих по размеру или по своему расположению будущие декорации и реквизит готовящейся постановки – ред.)», — сказал директор театра Артем Свистун.

Во время карантина проводились показы через социальные сети, на сайте театра были размещены архивные спектакли.

«В прошлом году был прекрасный цикл трех программ, посвящен презентации книги Лины Костенко «Скифская одиссея». Там выступали историки, краеведы, художник Бахтов, была инсценировка литературной композиции. Она была презентована в телеформате», — рассказал он.

Два месяца карантина дали театру возможность поработать с архивом, экспозицией и открыть 22 мая ко Дню летнего Николая интерактивный театральный музей.

«Теперь зрители могут прийти и посмотреть интерактивную экскурсию. Не просто лицезреть, но и поучаствовать в самой выставке, посмотреть реквизит, надеть костюмы. Это новый туристический магнит, который создан благодаря карантину 2020 года», — отметил Свистун.

19 декабря в День святого Николая в театре появилась детская комната. Она оборудована под микросцену. С детьми работает педагог-психолог. Аналогов ей, по словам директора, нет в Украине.

Также были проведены ремонты в гримерных комнатах, в гардеробной, внутренние косметические работы. Но самым главным достижением, как считает Свистун, является разработанная проектно-сметная документация для возможности первоочередной работы по реставрации фасада.

«Надеемся, что в этом году найдется финансовое обеспечение в рамках проекта «Большая стройка» или через Государственный фонд регионального развития, грантовые проекты. Потому что это большая нагрузка на бюджет области. 30 млн грн необходимо для первой очереди реставрации фасада, который разрушается с 2015 года. И вторая часть – это сердце нашей сцены – сценический круг, оркестровая яма, планшет сцены, который требует уже реставрации. На это надо 14 млн грн. Этот подсчет был произведен в ноябре 2020 года», — сказал он.

Что касается доходов, то за время карантинных ограничений театр потерял половину прибыли. Ведь 50% загрузка зала означает, что и финансовый доход урезается наполовину. К тому же карантин отразился и на социальном статусе населения. Меньше людей могут позволить себе купить дорогие билеты.

«Стоимость билета составляет от 50 до 350 грн. Но в любом случае мы выполнили 50% годового плана. У нас есть плановые показатели по доходу, по количеству зрителей, прокатных спектаклей. Но выполнение 50% плана – это очень хорошие показатели», — сказал Свистун.

За время карантина сокращения штата, а в театре работает 140 человек, не произошло. Зарплату и коммунальные услуги за счет областного бюджета были полностью выплачены.

«Да, были урезаны премии, надбавки, но зарплаты, голые ставки были сохранены», — отметил директор.

Также на уровне Кабмина театрам сделали отсрочку на оплату авторских гонораров – роялти. И Министерство культуры снизило налог на добавленную стоимость для театров с 20% до 7%.

«Мы с каждого прокатного спектакля оплачиваем роялти автору, режиссеру, композитору, сценографу. На сегодняшний момент мы в январе, феврале начинаем выполнять обязательства, которые были в 2020 году. И достижение Министерства культуры — это было снижение НДС с 20% до 7% на развитие учреждений театра. Это, поверьте, за 30 лет независимости — хороший экономический вклад в развитие культуры», — отметил он.

27 января в театре вернулись к прокату спектаклей. После январского локдауна собираются полные залы, учитывая 50% загрузку. Билеты приобрести уже сложно.

На 2021 год запланировано 8 новых спектаклей, в том числе международный проект «HOMO LUDENS», помимо прокатных сорока, которые есть в репертуаре. Спектакль «Все сплачено» — первую премьеру этого года – показали зрителям в День святого Валентина на малой сцене. Также ко Дню всех влюбленных готовился совместный проект Николаевской областной филармонии, русского драматического театра и коллектива Татьяны Орловой. Потом запланирована на 25 февраля к 150-летию Леси Украинки литературно-музыкальная композиция. На 27 марта к Международному дню театра запланированы две премьеры – «Тихая ночь» и «Оркестр». В апреле – трагикомедия «Горгоны» Дона Нигро. И завершится 87 театральный сезон 30 мая комедией «Тетушка на миллион».

В апреле также планируются обменные спектакли с городами Херсон и Кропивницкий. 1 июня в театре состоится открытие пятого юбилейного летнего сезона в летнем скверике. На осень планируется новый болгарско-украинский проект.

Николаевский академический театр драмы и музыкальной комедии

Руководитель литературно-драматургической части театра Богдан Головченко рассказал, что карантин для них наступил как раз после весеннего марафона и продолжения показа спектаклей. Так как билеты обычно проданы за 2-3 месяца, помимо текущей работы, начали переносить спектакли: сначала на апрель, потом на май.

«Потом поняли, что все не так радужно, да и дергать зрителей несколько раз было бы неуважительно. В итоге весенние спектакли (а их набралось 84 на большой и малой сценах) сыграли уже осенью: в сентябре-октябре 2020. Играли практически каждый день. И очень благодарны зрителям, что поддержали театр: приходили на спектакли (актерам это очень важно), соблюдали меры безопасности и простого здравого смысла. Возвратов билетов практически не было: может один-два случая», — рассказал Головченко.

Непосредственно во время весеннего карантина читки и репетиции одного из спектаклей, а точнее предварительную работу, правки пьесы с режиссером и несколько недель репетиций с актерами — перенесли в режим онлайн. Работали через Zoom: кто из театра, кто из дома. Головченко отметил, что такие технологии подходят для «разминки» материала: обсуждений идеи спектакля, общих характеристик и образов персонажей.

«В конце июля-начале августа режиссер Раду Гилаш все-таки смог вырваться и приехать из Румынии. Декорации, костюмы были уже готовы, актеры подготовлены. Поэтому репетиционный процесс прошел абсолютно комфортно и продуктивно. Кстати, премьера этого спектакля «Имя» была в конце января 2021″, — рассказал руководитель литературно-драматургической части.

Он также заметил, что в театре с точки зрения рабочего процесса практически все спланировано и выстроено наперед. И такое планирование считают плюсом.

«Сейчас 16 февраля 2021, а еще пару месяцев назад мы утвердили и дали в работу костюмы и декорации для спектакля, премьера которого состоится в феврале-марте 2022. За счет дальнего планирования работа у театра была, есть и надеемся, что будет и дальше. В этом однозначно заслуга в первую очередь директора — художественного руководителя театра, народного артиста Украины Николая Берсона, который руководит всеми творческими и производственными потоками в театре. Стоит отметить, что с марта по ноябрь 2020 мы подготовили и сдали 7 новых спектаклей (5 на большой и 2 на малой сцене)», — добавил Головченко.

Что касается финансовых потерь, то в театре говорят, что план, несмотря на все перипетии 2020 года, выполнили. Все были с зарплатами, никого увольнять не пришлось. В коллективе даже есть пополнение: артистка драмы и два артиста балета.

«В 2020 нам пришлось отменить традиционное закрытие сезона «Фанфари під завісу» (своеобразный творческий отчет за театральный сезон). Он проводится в первые две недели июня. Плюс конечно же уполовинивание зала. Поднимать цены на билеты, чтобы скомпенсировать «недостающих» людей, – не вариант. Тем не менее, план на 2020 год мы выполнили, в том числе благодаря заблаговременным продажам, которые мы успели сделать в первые три месяца 2020 года», — рассказал Головченко.

Уже после локдауна театр продолжает работать, репетиции не останавливали. В театре готовят премьеру на большой сцене в конце февраля, весеннее шоу на 8 Марта, премьеры на большой сцене в конце марта и на малой сцене в конце апреля. Также проходят репетиции спектаклей текущего репертуара, а постановочная часть работает над спектаклями на следующий сезон. Через месяц-полтора хотят провести первые читки при участии актеров и режиссеров. И, конечно, понемногу работают над программой ко Дню Независимости и над Новогодним шоу.

«10 февраля начали продавать билеты на март. За 5 дней раскупили практически все. Поэтому на днях уже будем анонсировать продажи на апрель: билеты на апрель в продаже со 2 марта», — отметил руководитель литературно-драматургической части.

Авторы: Алена Нефедова, Юлия Лукьяненко

В статье использованы фото со страниц театра кукол, театра драмы и музыкальной комедии,  русского драмтеатра, управления культуры ОГА в «Фейсбук», а также фото издания My City.