Николаевец создал 3-D модель памятника адмиралу Макарову

22 февраля, 2021 10 :33

Дизайнер из Николаева Александр Ермолаев показал 3-D модель памятника адмиралу Степану Осиповичу Макарову на Набережной. Об этом он написал на своей странице в Фейсбуке.

Напомним, что ранее николаевец Александр Ермолаев воссоздал из Lego копию здание Николаевского академического театра кукол, здание николаевского железнодорожного вокзала.

Он напомнил о биографии Макарова, его заслугах, как в военной, так и научной сферах.

«В одном из живописнейших мест города, в самом сердце Флотского бульвара, на высоком гранитном постаменте возвышается 4-метровая скульптура одного из известнейших николаевцев в истории. До недавнего времени бульвар носил его имя, поэтому жители города до сих пор называют его БАМом. В честь Макарова назван город в России, десятки улиц в во всех уголках бывшего СССР, глубоководная впадина Северного Ледовитого океана и три крупнейших морских вуза: в Николаеве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. На Тихоокеанском флоте ежегодно проходят памятные мероприятия в его честь, а монументы и памятники адмиралу и вовсе трудно сосчитать», — отметил он.

Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 года в доме №4 по улице Католической (ныне ул. Адмирала Макарова), в семье морского офицера. В 10 лет он с отцом переехал в Николаевск-на-Амуре, где с отличием закончил морское училище.

Еще будучи гардемарином, Макаров опубликовал свою первую научную работу об определении девиации в море.

В 22 года в чине мичмана определил непотопляемость судов. Эту теорию Макаров изучал на протяжении всей жизни, вследствие чего, изобрел ряд устройств для откачивания воды, рейковый пластырь для устранения пробоин, систему затопления отсеков корабля для выравнивания крена и дифферента, а также опубликовал ряд фундаментальных научных трудов, кардинально изменивших принципы кораблестроения.

В 1876 г. перед русско-турецкой войной Макаров назначен командиром парохода «Великий князь Константин». 14 январе 1878 года, в ходе его операции в районе Батума, впервые в истории было уничтожено вражеское судно с помощью торпед.

По настоянию Макарова на николаевской верфи к лету 1878 г. был построен первый торпедный катер. Он не успел принять участие в войне, зато подобные катера отлично зарекомендовали себя во время 2-й Мировой.

За время войны Макаров был произведен в капитан-лейтенанты и капитаны 2-го ранга и назначен флигель-адъютантом, а также награжден Золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Св. Георгия 4-й степени.

В 1881 г., будучи командиром парохода «Тамань» в Константинополе, Макаров погрузился в исследование подводных течений и экспериментально подтвердил наличие двух течений в Босфоре. Для этого ним был сконструирован один из первых надёжных батометров.

В 1886 — 1889 гг. на корвете «Витязь» он совершил кругосветное плавание. По итогам экспедиции опубликовал результаты исследований в книге «Витязь» и Тихий океан», получившей Макарьевскую премию Академии Наук и большую золотую медаль Географического общества. Благодаря этим трудам Макаров стал одним из основоположников океанографии, а название корвета вошло в десятку наиболее выдающихся кораблей мира, начертанных на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.

В 1891 г. контр-адмирал Макаров назначен на пост главного инспектора морской артиллерии. Перечень и беглая оценка всего, сделанного им в области артиллерии в этот период жизни, занимает 102 страницы его биографии! Наиболее знаменитое изобретение — «макаровские колпаки» для бронебойных снарядов. В 1895 году разработал и внедрил во флот русскую семафорную азбуку.

В 1897 году Макаров при поддержке Д.И.Менделеева, Ф. Ф. Врангеля, Н. И. Янковского и других известных ученых разработал проект ледокола «Ермак» и инициировал его постройку для освоения Северного морского пути и изучения Арктики. На этом судне вице-адмирал совершил три арктических экспедиции.

В 1899 году Макаров назначен командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. 14 февраля 1904г. после начала русско-японской войны назначен командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре.

На рассвете 31 марта 1904 г. во время маневра флагман русской эскадры броненосец «Петропавловск» с вице-адмиралом С. О. Макаровым на борту подорвался на японской мине, вызвавшей детонацию боезапаса и взрыв котлов… Между моментом взрыва и исчезновением броненосца прошла всего 1 минута и 40 секунд. К месту гибели «Петропавловска» со всех сторон устремились катера и шлюпки. Были спасены 7 офицеров и 52 матроса. 28 офицеров и 652 матроса исчезли в волнах. Макаров, раненный во время взрыва, утонул. Удалось выловить только его шинель.

В числе погибших на «Петропавловске» был и выдающийся художник В. В. Верещагин. Таким образом, в одночасье, мир лишился двух гениальных людей…

В 1949 г., к 100-летию флотоводца, в Николаеве на Морском бульваре был установлен бюст С. О. Макарова. В том же году, бульвар был переименован в бульвар Адмирала Макарова (БАМ). По другой версии, бюст установлен в марте 1954 г. к 50-й годовщине со дня гибели адмирала.

В 1976 году бюст был заменен на современный монумент и передан в Николаевский кораблестроительный институт (сейчас Национальный университет кораблестроения им. Адмирала Макарова). Долгое время старый памятник размещался в холле главного корпуса НКИ, но в 2020 г., к 100-летию ВУЗа, он получил новый постамент и был перенесен на главную университетскую площадь.

Также сообщалось, что николаевский стартап создал 3D макет утраченной изюминки нашего города — памятник Алексею Грейгу.