История города: как в Николаеве производили локомобили

8 марта, 2021 09 :46

Во второй половине 19 столетия в Николаеве начинается производство локомобилей — транспортных средств, которые стали настоящим открытием того времени для горожан. Об истории зарождения этого вида транспорта на улицах города можно прочитать на николаевском краеведческом сайте «Николаевский базарЪ».

Локомобиль (передвижной паровой двигатель, преобразующий энергию пара в механическую работу, то есть, приводит в движение сельскохозяйственные и другие машины) – появился в Европе в 18 ст. Распространение получил только в 19 ст. Локомобили были двух видов: стационарные, как генераторы электрического тока (125-800 л.с.) и передвижные, с котлами паровозного типа, мощностью от 12 до 25 л.с.

Представьте себе мир, где мелкогабаритным сухопутным средством перевозки грузов считалась подвода с мощностью в 1 лошадиную силу (чаще всего) или «воловья сила», не вошедшая в мировой список единиц измерения мощности. И вот появляется локомобиль!

Во второй половине 19 века это изобретение добирается и до Николаева.

Кораблестроение, расширение границ города, строительство портов, грандиозные планы на сооружения элеваторов, прокладка ветки Харьково-Николаевской железной дороги.

На 1890 год в одном только Николаеве насчитывалось мельниц (паровых, конных, ветряных) – 52 шт., фабрик и мастерский разных – 84 шт., заводов различных – 21 шт., кузниц – 48 шт. (список любезно предоставил Григорий Николаевич Ге в своем «Историческом очерке столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790—1890)»).

Почему бы не использовать передовую паровую машину, да еще и использующей как топливо всё, что горит?

Неизвестно в каком именно году впервые локомобиль начали использовать в Николаеве, но в книге «История фабрик и заводов. Имени 61 коммунара», изданной в Одессе в 1973 году отмечено, что

 «Если раньше в Адмиралтействе, раскинувшимся на две версты по берегу, для внутренних перевозок ежегодно в среднем использовалось свыше пяти тысяч воловьих подвод, на которых работали крепостные поселяне, то теперь нанимать такое количество подсобной силы было невыгодно. Поэтому с 1863 года вступила в строй перевозочная машина на тяге локомобиля».

Вполне вероятно, что именно этому локомобилю повезло принимать участие в строительстве уникальных круглых броненосцев (более подробно про их историю создания и строительства узнать в статье «Первенцы броненосного флота – «Поповки»).

Мы пока нашли две фотографии локомобилей на «Руссуде» (Николаевское Адмиралтейство, им. 61 Коммунара). Это как раз год реконструкции завода 1911-1913 годов и паровая машина (машины?) активно участвует в строительных работах.

А что же с «Обществом Николаевских заводов и верфей» («Общество судостроительных, механических и литейных заводов», «Наваль», им. Андре Марти, ЧСЗ), включавшее в себя несколько разных заводов. Да, нашлась фотография локомобиля и здесь.

Те, кто знаком хоть немного с историей завода, знает, что его сложно назвать исключительно корабле- и судостроительным.

Что только не изготавливали на этом заводе. Еще до революции было налажено мостостроительное (секции мостов после изготовления грузили на ж.д. вагоны с помощью парового железнодорожного крана) и кузнечно-механическое производство. Изготавливали котлы и паровые машины разных типов.

Был вагоностроительный завод, включавший в себя «малярку», лесопильню и деревообрабатывающую мастерскую. Давно уже не секрет, что здесь строили и трамвайные вагоны, и ж.д. цистерны для нефти. Машиностроительный и паровозостроительный завод занималось изготовлением оборудования для рудников, металлургических заводов, железнодорожных мастерских и паровозов для широкой и узкой колеи. И ещё три литейных завода: чугунолитейный и меднолитейный, труболитейный (трубы для водопровода и канализации), сталелитейный.

Не удивительно, что главные паровые цилиндрические паровые машины, котлы и артиллерийские башни главного калибра для броненосца «Князь Потемкин Таврический», который строился на Адмиралтействе, было доверено именно мастерам «Наваля».

Рядом находился Черноморский механический и котельный завод, который позже вошел в состав всего комплекса. Его продукция была весьма обширна – станки для обработки металлов, котлы различных систем (Ланкаширские, Корнуэльские, Ланшанэля, Водотрубные, Концентрические, Полутрубные, Локомобильные, Бельвиля и др.), паровые машины Компауд, Вейера, Ричмонда, гидравлические прессы и насосы, стропила, лебедки, оборудование для сахарных заводов, стрелочные переводы и т.д.

И, самое главное, завод производил локомобили французских и английских типов!

Так что и на «Навале» не только использовали локомобили, но и сами изготавливали их. Ведь не считая потребностей николаевских предприятий, необходимо было обеспечить и Херсонскую губернию.

Локомобиль, конечно же, не был «вечным двигателем» и, бесспорно, как любой механизм ломался, но в Николаеве было кому ремонтировать, не считая самих производителей. Например, «Чугунно-литейный завод и фабрика земледельческих машин под фирмою «Инженер К. Эссен«, вблизи вокзала» (район завода «Кристалл») предлагал капитальный ремонт локомобилей.

Локомобили производились и после революции, не говоря о том, что пользовались ими еще не один десяток лет. Вот, например, в 1921 году паровой автомобиль применили для ремонта Пересадовского моста под Николаевом. В газете уточняют, что одолжили это чудо инженерной мысли на одной из мельниц.

Конечно, интересно, как долго в Николаевской области использовали локомобили именно дореволюционной постройки? Кто-то говорит, что от старых моделей отказались ещё 1940-х, а кто-то их помнит до 1960-х. А почему бы и нет, ведь для небольших сельскохозяйственных потребностей сгодится всё.

Локомобили сейчас выглядят артефактом давно минувших дней, но они появились в нужное время, выполнив свои задачи, уступив дорогу новым моделям и новым технологиям.

Николаеву не помешал бы такой артефакт. А вдруг найдется?

Автор заметки: Светлана Крыщенко

Заглавное фото иллюстративное