«Ситуация патовая»: николаевские перевозчики высказались о работе в локдаун

7 апреля, 2021 15 :52

Уже больше года транспорт в Николаеве работает в режиме карантина. Но, если раньше можно было перевозить пассажиров по количеству сидячих мест, то с 3 апреля ввели жесткие ограничения. Теперь маршрутные такси и коммунальный транспорт работают только утром с 6:30 до 09:00 и вечером с 16:30 до 19:00. В другое время их работа запрещена. При этом перевозить можно людей по количеству сидячих мест при наличии пропусков и удостоверений личности. Это доставило немало проблем жителям города. Им приходится подолгу стоять на остановках в ожидании свободного места в «маршрутке», идти пешком, если позволяет расстояние, или брать такси. Также ограничения создали сложности в работе и самим перевозчикам, о чем они рассказали изданию My City.

Соучредитель двух фирм-перевозчиков ООО «Алан-Техно» и ООО Производственно-коммерческой фирмы «Гуриг-Сервис» (обслуживают городские маршруты №3, 75, 23, 86, 56 и пригородные) Инга Шаповалова заявила, что ситуация сложилась патовая и неизвестно, чем все закончится. Доходы уменьшились, а расходы никто не отменял. Деньги, которые получают от перевозки, направляют на погашение долгов.

«Мы работаем в убыток уже год. Еще с первого локдауна прошлого года предприниматели надеялись, что отменят единый налог. Но ничего подобного. У меня предприятие на общей системе налогообложения, мы как аренду платили, так и платим. Сами понимаете, содержать ремонтные мастерские, там где отопление, электричество, — затраты сумасшедшие. Каждый выходит из положения как может. Где-то просим поставщиков сделать нам отсрочку по топливу. Те деньги, которые приходят сейчас, мы отдаем за прошлые долги. Ситуация патовая. Нам с трудом удается водителям, которые работают на предприятиях, выплачивать хотя бы минимальную зарплату, потому что людям по-любому нужно платить налоги на нее. Кто-то из перевозчиков минимизирует свои затраты, чтобы не делать убытки такими, которые потом невозможно погасить. Просто останавливают транспорт. Это ты не зарабатываешь, но хотя бы не несешь убытки. Ситуация, скажем, не очень», — сказала она.

По ее словам, ограничения в городе негативно сказываются на пригородных перевозках. Уменьшилось количество пассажиров. Поэтому, чтобы автобусы не ездили полупустыми, откорректировали график их движения.

«У нас есть еще пригородные перевозки, которые очень зависят от городских. Там хоть не остановили перевозки, но мы тоже откорректировали графики, потому что люди в это время не едут, они знают, что приедут в город и не смогут перемещаться. Это как снежный ком. Одно тянет другое. Я думаю, у нас сейчас 90% людей в городе страдают от этих мер. Но что сделаешь», — добавила она.

При этом никаких дотаций из бюджета перевозчикам не предоставляется.

«Нам ни сейчас, ни за 25 лет работы в пассажирском транспорте частным перевозчикам никогда ничего не доплачивали. Не знаю, все зависит от мэра, депутатского корпуса, смогут ли они нам это компенсировать. Я сомневаюсь, потому что слежу за бюджетом г. Николаева, куда он распределяется и что происходит», — отметила она.

Шаповалова предлагает оставить усиленный контроль перевозок, но отменить временные ограничения в работе транспорта.

«Я вижу единственный выход, может быть сделать очень жестким контроль, но оставить обычное время работы. Это избавило бы от скопления людей на остановках. Физически невозможно перевезти людей за такое короткое время. Это, чтобы не было ну совсем плохо. С одной стороны может вообще надо остановить транспорт, чтобы предприятия не несли эти колоссальные убытки. С другой стороны, в остановке транспорта безопасность людей условная. Люди подъезжают на попутке, откуда они знают, к кому они садятся в машине, больной этот человек или нет. Поэтому, мне кажется, наоборот надо оставить работу транспорта, но в очень жестких ограничениях. Пусть проверяют, контролируют, но без временных ограничений. В любом случае убытки будут у предприятия. Транспортники уже так привыкли изворачиваться. Это все накладывает отпечаток не только на жизни людей, работающих в этом бизнесе, но и на состояние транспорта. Водители в первую очередь следят, чтобы была исправная ходовая, безопасные перевозки, а сделать ремонт, чтобы привести в порядок эстетический вид машины, это выходит уже даже не на второй, третий и не на пятый план. Конечно, это отражается на качестве предоставляемой услуги», — сказала она.

На уточняющий вопрос, предлагала ли она мэру Николаева Александру Сенкевичу отменить временные ограничения в работе транспорта, Шаповалова ответила, что он все прекрасно понимает, но рост заболеваемости и смертность вынуждают идти на радикальные меры.

«Всегда у перевозчиков и транспортного отдела, который доносит информацию мэру, есть контакты. Я уверена, что мэр прекрасно проинформирован в этой ситуации. Но он обязан хоть что-то делать, чтобы остановить эту заболеваемость и это количество смертей, которое есть в городе. Поэтому он принял такое радикальное решение, потому что другого пути не видел. Я уверена, что была бы его воля, он оставил все, как есть, чтобы все работали. Ему эти возмущения ни к чему, это же потери, в том числе и имиджевые. Значит, другого выхода у него не было. Мы же все смотрим за сводками. Мы все стали заложниками этой ситуации», — резюмировала она.

Владелица и директор ООО «Евротранстехсервис» (обслуживает маршруты №54 и 83) Наталья Савина сообщила, что заправляют транспорт в долг. Скоро, чтобы погасить кредиты, придется продать один автобус. Единственное, что может спасти ситуацию, по ее мнению, это повышение тарифов на проезд.

«В прошлом году еле вытянули. В этом году еще пару месяцев поработаем и один автобус продадим, чтобы погасить кредиты. Обещают повысить стоимость проезда, но воз и ныне там. Пока не повысят проезд, ничего не улучшится. Ну смотрите, машин в три раза меньше. Почему маршрутки не вышли на линию сейчас? Человек же не может за свои деньги перевозить пассажиров всего города. Если ему, если длинный маршрут, не хватает от точки А до точки В заправиться. Водителям, чтобы добраться с утра на работу, чтобы в 6:00 быть в Матвеевке или на «Океане», ему нужно взять такси. Сколько он должен заработать за четыре часа, чтобы оплатить такси туда и обратно?» — спросила она.

Несмотря на сложности, снимать автобусы с маршрутов перевозчик не собирается.

«А моральное право на это у нас есть? Получается, если хорошо, то нам хорошо, а если плохо, то, извините, каждый сам по себе. Сейчас дали дополнительно автобус на 83 маршрут. Два ходят по короткому маршруту, а два по большому кругу. За неделю будет видно. Может, это все устаканится. Если, конечно, у нас не будет, за что покупать топливо, не будут нам отдавать в долг. Сейчас пока приостановился рост цены на топливо, то еще дают в долг. Мы уже и кредит взяли», — подчеркнула Савина.

Директор КП «Николаевэлектротранс» Владимир Евтушенко сообщил, что предприятие осуществляет городские пассажирские перевозки по договору с горсоветом, за что и получает деньги из городского бюджета. По его словам, себестоимость проезда одного пассажира сейчас составляет 50 грн. Из городского бюджета оплачивается разница между себестоимостью и тарифом размером в 42 грн. Перевозки нерентабельные. Полученных денег не хватает на содержание рельсо-шпального покрытия.

Евтушенко считает, что ситуация может улучшиться, если повысить тариф на проезд хотя бы на гривну и внедрить электронный билет.

«У нас убытки есть. У нас не за что содержать дороги, по которым мы ездим, рельсо-шпальное покрытие требует денежных вливаний. У нас рельсы стерты. Мы вообще за то, чтобы был введен электронный билет, чтобы наличка вообще не использовалась. Чтобы человек получил электронный билет, прислонил его к валидатору, снялась определенная сумма и деньги пошли напрямую на расчетный счет «Николаевэлектротранса». Потому что не все деньги доходят до предприятия. Где-то водитель скривил душой, где-то пассажир не оплатил проезд. Мы видели опыт работы транспорта Винницы, Киева, Одессы. Везде внедряется электронный билет. Это облегчает работу, дает больше доход. Мы и так делаем много работы и по содержанию транспорта, и по ремонту рельсов. Было бы больше денег, было бы больше людей на работе. Тарифы в других городах выше, у нас почему-то ниже. Мэр все-таки щадит горожан в этом плане. Не хочет ,чтобы люди привлекались к этому. В Ивано-Франковске доход с продаж талонов был 1,4 млн грн, а, когда ввели электронный билет, он составил около 4 млн грн. Почти в 2,5 раза увеличился доход с перевозок», — сказал он.

Что касается работы предприятия в условиях жестких ограничений, то на «Николаевэлектротрансе» убытки еще не подсчитывали.