Ничего не изменилось: изломанные и грязные экипажи, езда не по правилам, плата свыше таксы, — как лихачили николаевские извозчики в начале XX ст

4 июня, 2021 15 :50

Перевозки — больная тема Николаева во все времена. Об этом «николаевский хроникеръ» в который раз убеждается, знакомясь с николаевской прессой. В начале XX столетия, горожане сталкивались с такими же проблемными ситуациями, которые возникают в области перевозок городским транспортом столетия спустя, в Николаеве современном. Об этом вам расскажет MyCity совместно с Николаевской областной универсальной научной библиотекой им. Гмырева.

Какие сложности возникали мы можем с вами прочитать в приказе Николаевского полицмейстера Подгорного Евгения Васильевича от 14 марта 1907 года на страницах «Николаевской газеты».

полицмейстер Подгорный Евгений Васильевич

И так, полицмейстер обращает внимание на внешний вид извозчиков и транспорта на котором они перевозят пассажиров, да и в целом, как они ездят по улицам Николаева. Из приказа, мы можем понять, что они были еще те лихачи: выезжают без номеров, экипажи поломанные, грязные, опасные для езды.

«Выезжают на биржи или совершенно без установленных номеров, или со старыми прошлых лет, не имеют на переднем сидении таксы, для них установленной, одежда и упряжь у многих извозчиков изорванные, грязные, произвольной формы, а экипажи изломанные, грязные и зачастую опасные для самой езды…», — сообщает полицмейстер Подгорный.

Стоит только вспомнить отваливающиеся двери, изодранные салоны, вылетающие кресла в николаевских маршрутках XXI столетия. Да и самих водителей, которые зачастую, не все конечно-же, но гоняются на перегонки, опасно маневрируют, подрезают друг-друга. Кстати в то время забавы были похожие:

«Извозчики позволяют себе вольности: оставляя свои экипажи собираются группами на улице, устраивают игры, борьбу и даже логовища из соломы и тряпок для сна»

Не напоминает вам разборки водителей, когда они покидают свои маршрутки, чтобы разобраться в спорных ситуациях на дороге, заставляя ждать в салоне пассажиров и создавая опасные ситуации на дороге? Случаи не единичны.

Соответственно извозчики относятся и к пассажирам и ездят, как Бог на душу положит.

«С публикой обращаются грубо, требуют произвольную, свыше таксы плату и допускают езду серединой улицы и по левой стороне, а также по рельсам железо-конной дороги».

На все эти проблемы с извозчиками полицмейстер Подгорный обращает внимание городских полицейских. И приказывает блюстителям правопорядка доносить на нарушителей самому генерал-губернатору. Извозчиков наказывали штрафами и даже арестами. А полицейских, которые не сильно горели желанием контролировать положение дел с пассажирскими перевозками, тоже ожидали «взыскания по службе».

«Предлагаю немедленно объявить всем владельцам экипажей, занимающихся извозным промыслом и их работникам, выезжающим на биржи, чтобы они неукоснительно выполняли все требования обязательных постановлений для них изданных и в семидневный срок с 15 марта выбрали в городской управе разрешения и номера на право промысла в этом году».

Приводим отрывок из приказа в котором красноречиво описаны «подвиги» николаевских извозчиков-лихачей.

Напомним, что о суровой николаевской жизни в конце 19 в. можете прочитать на виртуальных страницах издания MyCity.

Также предлагаем почитать, как в Николаеве впервые почтили память украинского поэта Тараса Шевченко.