"Лолита" оставила у николаевских зрителей неоднозначные впечатления (ФОТО)

Понедельник, 8 октября, 2012 10:03
В рамках фестиваля  «HOMO LUDENS» («Человек играющий») в Николаевском академическом русском драматическом театре на суд публики показали спектакль по роману Набокова «Лолита». Воплощали же действие на сцене актеры Харьковского открытого театра.

1__3_

Спектакль заинтересовал многих – зал был полон зрителей и это не удивительно, ведь сам по себе роман очень сложный для восприятия, неоднозначный и интересный. В свое время выход «Лолиты» (1955 год) спровоцировал не один скандал. Набоков с присущей ему сложной игрой слов и деталей описал неоднозначную проблему – любовь и страсть зрелого мужчины к малолетней 12-летней девочке. Многие критики восприняли его роман как «полупорнографический». И дело было не в том, что его роман содержал интимные сцены, все гораздо сложнее. Любовь и половые отношения между главными героями — Лолитой и Гумбертом, расценили как  как половое извращение и педофилию.   Но, в то же время скандальный роман принес автору огромный доход, рекламу  и популярность. 

Итак, николаевские зрители замерли в ожидании. Режиссеры (Олег Дидык и Антон Меженин) придумали интересный ход – спектакль в виде съемки. В начале спектакля актер-режиссер знакомит нас с героями, а далее удар хлопушкой и съемка началась, а вместе с ней и спектакль. На сцене поставили камеру и  огромный экран, но который проецировались пейзажные зарисовки, а сами актеры во время спектакля передвигали и меняли декорации. Режиссер без конца хлопает черно-белой перекладиной, а актеры иногда обращаются в камеру. Каждая сцена заканчивалась фразой «Стоп! Снято!». Начало спектакля показалось немного затянутым и порой скучноватым, внимание зрителя рассеивалось. 

1__12_

Интересно, что по задумке автора романа, Лолита – девочка,   находящаяся в возрасте полового созревания, с «мальчишескими бедрами» и не до конца развитой фигурой,  вся «тонкая и прозрачная», в спектакле же, на мой взгляд, Евгения Белова, сыгравшая роль Лолиты, выглядела немного старше. Хотя с самой ролью справилась хорошо. 

1 (5)_1

С первой сцены она нагло и дерзко прыгала на колени заслуженному артисту Украины Александру Вирченко, сыгравшему Гумберта, пыталась его поцеловать и любым способом привлечь внимание. За ее игрой было интересно наблюдать.

1__10_

Вульгарность, детская непосредственность, эгоизм, безшабашность и неуправляемость – именно на этих чертах акцентировали внимание в спектакле, а так же на развратности девчонки, у которой еще до Гумберта были любовники. В самом же романе Набокова все показано тоньше и интимнее. 

1__4_


Надрывности и драматизма добавил очень удачно использованый танец Лолиты во время постельной сцены, где Гумберт  удовлетворяет свою страсть или, точнее, охотно поддается инициативе Лолиты. Депрессивная музыка  Сергея Бабкина, широкие движения актрисы передали всю нервозность ситуации и уход Лолы из жизни несчастного и раздавленного Гумберта. 

1__8_

В спектакле все слишком категорично: Лола – плохая, а Гумберт – хороший, он всего лишь поддался на провокации Лолы и всю жизнь безответно и отчаянно ее любит. Хотя, как неоднократно говорил сам режиссер – в этом и вся задумка спектакля.

1__6_

Но, на мой взгляд, не хватило трагизма в игре актеров, профессионального мастерства. В некоторых моментах актеры "не дотягивали". Не всегда верилось в чувства Гумберта.  Хотя последняя сцена —  видео – монолог Гумберта «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел….» сыгран очень талантливо, пронимал до дрожи. Крупным планом лицо Гумберта, столько эмоций и откровения, ничего лишнего. На краю сцены спинами к залу на стульях  сидели актеры. Все как в кинотеатре. 

1__2_

1__1_

Не смотря на некоторые погрешности актеров, основная идея все же достигнута. Зритель увидел историю несчастного влюбленного мужчины, который всю жизнь безответно  любит маленькую Ло. А она с ним всего лишь играла. Вот такая забава Лолиты превращает жизнь зрелого Гумберта в трагедию и кошмар. Еще в 9 лет Лолита получила сексуальную травму, а потом и разбитое сердце. Кто в этом виноват? Родители, которые не уберегли, общество, мужчины, или сама девочка? После этого ее жизнь превратилась в сплошную игру, где в главной роли – девочка-нимфетка, как ее называет сам Гумберт. Финал трагичен: Гумберт мстит Клэру, который совратил его маленькую Ло, и убивает его. А далее арест, откровения, признания и…смерть в одиночестве.

1__9_

Зрители выходили из зала задуманные и в смятении, некоторые ушли из зала намного раньше, не дождавшись антракта. Спектакль оставил неоднозначные впечатления. 

1__7_

Автор: Катерина Вовкотруб
Фото: Андрей Javdet