Адмиралтейский палац или площадь Коммунаров — новый николаевский сакральный центр

Четверг, 23 мая, 2013 12:50
На территории города существует и пятый сакральный центр, который начал развиваться в связи с новым заселением этих мест немногим более двухсот лет назад. «Богоявленск», «Спасский», «Дикий Сад» и «Соборный» в некоторой мере потеряли свое духовное значение, но энергетика центров продолжала активно влиять на ход исторических событий.

Попробуем определить, каким условиям отвечает новый сакральный центр. Во-первых, он должен быть достаточно большим – несколько гектаров. Во-вторых – это территория с небольшим количеством постоянного населения. В-третьих, здесь должны происходить знаковые исторические события, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. В-четвертых, на этой территории должны существовать культовые сооружения и связанные с ними центры образования. В-пятых, такая территория всегда несет невидимый ореол святости и таинственности.
Исходя из указанной схемы, попробуем определить, какая территория древнего и современного Николаева подходит под понятие – сакральный центр. Большую, незаселенную постоянными жителями территорию занимает бывшая Адмиралтейская площадь (площадь Коммунаров), район корпусов современного Черноморского государственного университета имени П.Могилы, парк имени Г. Петровского, частично территория городской больницы на улице Володарского – с одной стороны, а главные ворота Адмиралтейства, корпусы казарм флотских экипажей и сквер Пролетарский (Манганариевский) – с другой. Это достаточно большая территория с минимальным количеством постоянного населения.
Относительно знаковых исторических событий – это расстрел в ноябре 1919 г. по приказу генерала Я.Слащева 61 жителя Николаева. Их позже назвали коммунарами, хотя большинство расстрелянных к коммунарам не имели никакого отношения. Расстрел состоялся на территории площади возле стены Адмиралтейства.
Первоначально строительство Николаева как флотского и корабельного города развернулось на левом берегу в устье р. Ингул, центральную часть которого тогда занимала адмиралтейская верфь, напоминающая сооружение Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (сейчас в Николаеве на этом месте находится территория завода имени 61 Коммунара). Наиболее ранними строениями из дошедших до наших дней считаются «ворота» и «ограда» судостроительной верфи, построенные в конце первой половины ХІХ в. Они были возведены по проекту архитектора К.Акройда на месте мастерских, окружавших Адмиралтейство с конца XVIII в. Ворот было двое, но до нашего времени сохранились только одни. Они представляют собой простой призматический объем, центральная часть которого выделена крупным проемом, перекрытым аркой. По бокам располагаются кордегардии. Сооружение производит исключительно цельное впечатление, напоминая древнеримские триумфальные арки. По бокам от ворот сохранились изображения мифологических существ – лошадей с рыбьими хвостами и крыльями. Именно эти изображения могут служить своеобразным ключом к пониманию сакральности данного места.
Лошади часто становились героями мифов и легенд различных народов мира: это и единороги, и пегасы, и кентавры, и скифосы, и наконец – гиппокампы. Исходя из указанных названий мифических коней, наиболее близкими к николаевским изображениям стоят гиппокампы. Древнегреческие мифы рассказывают о верховном владыке мира – громовержце Зевсе. Его братьями были Посейдон и Аид. Деля власть, они бросили жребий, и Посейдону выпало заведовать всеми морями, простирающимися до границ владений титана Океана. Посейдон завел себе трезубец и колесницу, которую тянули морские кони – гиппокампы. Передняя часть туловища у них была похожа на торс обычных лошадей, задняя же напоминала хвост огромной рыбы. Таким образом, мы имеем название морских коней, изображенных возле бывших ворот Николаевской судостроительной верфи – «гиппокампы».
Исходя из того, что Николаевское адмиралтейство было своеобразной копией Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, именно там попробуем найти соответствие николаевским диковинным коням. Широко известен Аничков мост через Фонтанку. Украшением моста служат не только установленные на нем конные группы, но и узорчатые чугунные перила, исполненные по рисунку А.Брюллова и отлитые на Александровском заводе в конце 30-х – начале 40-х гг. ХІХ в. Над широкой лентой решетки чуть выступают столбы, разделяющие ограду на секции. Внутри каждого столба помещено фантастическое животное с рыбьим изогнутым телом и круглой головой с раскрытым ртом и большими глазами. На секциях решетки чередуются попарно сгруппированные и обращенные друг к другу рельефные морские кони и русалки. Мост стал первым постоянным мостом, соединившим берега реки Фонтанки. Петербуржцы по праву называют эту великолепную решетку моста с гиппокампами «жемчужным ожерельем невских берегов».
Таким образом, своеобразным символом городов – центров судостроения являются морские кони. Но, возможно, николаевское изображение гиппокампов таит в себе еще одну загадку.
Дореволюционные историки Ф.Брун и Ф.Браун указывали, что в ольвийские времена на территории Николаева было поселение Ниоссон. На наш взгляд, исходя из логичных рассуждений, более вероятным кажется размещение на площади Коммунаров некрополя города Канкид, который прослеживается в источниках, связанных с Ольвией, а нами ассоциируется с частично исследованным И.Снытко поселением Николаев-VI.
Современные археологические исследования доказали, что на участке парка имени 61 Коммунара расположено древнее кладбище. Обнаружены опознавательные знаки, надгробья и инвентарь погребений, более 400 артефактов (керамика, железные наконечники стрел, копий, бусинки). Погребальные сооружения, как правило, ориентированы на восток. Большинство грунтовых могил отмечены нагромождением камней. Такое устройство погребений некоторые исследователи считают скифским, хотя некрополь вне всяких сомнений принадлежит греческому населению. Руководитель экспедиции, которая проводит археологические исследования, А.Смирнов, сообщил, что за полгода работ раскопали 27 погребений, которые датируются IV в. до н. э.
Исходя из гипотезы существования некрополя города Канкид на площади Коммунаров, возвратимся к изображению морских коней. И уточним некоторые моменты, связанные с восприятием лошадей в древних верованиях. Конь – это молчаливый спутник усопшего и своеобразный мифический символ. Одна его ипостась – героическая, солярная. Другая – погребальная и хтоническая. Геродот оставил нам описание скифского погребального обряда. Когда умирал вождь, скифы умерщвляли пятьдесят его рабов и пятьдесят его самых красивых коней. Затем, посадив мертвецов на кол, укрепляли их на спинах коней. Мертвые всадники на мертвых конях несли охрану вокруг могилы вождя.
Изображение морского коня возле ворот Николаевского адмиралтейства несет в себе глубокий сакральный символ. Перед нами конь с крыльями, который уносит души умерших или является священным символом подземного царства мертвых. Эти же идеи прослеживаются и в названии города Канкид и наличии некрополя на площади Коммунаров. С другой стороны – николаевские морские кони – символ Посейдона, которому приписывают землетрясения, штормы, ураганы и изменения течений рек. В более современной интерпретации гиппокампы – символы судостроения, что характерно и для Санкт-Петербурга.
В связи с указанными размышлениями, определенные точки соприкосновения можно найти в названии Южного Буга. Интересно, что в летописях река Южный Буг, впадающая в Днепро-Бугский лиман, на берегах которого стоит Николаев, именовалась «Богъ», «Бъоухгь», а некоторые ученые считают, что готы связывали реку Буг с подземным царством нибелунгов.
Теперь о культовых и образовательных сооружениях, которые являются одними из главных показателей святости и духовности определенной территории.
На месте современного главного корпуса Черноморского государстенного университета имени Петра Могилы находилась Свято-Никольская церковь 58-го пехотного Пражского полка. 21 декабря 1898 г. церковь была освящена и получила название в честь покровителя Николаева – святого Николая Мирликийского. Хотя на старых планах Николаева она называлась Армейской.
С судьбой полковой церкви 58-го Пражского полка связано имя ее настоятеля – Парфентия Михайловича Холодного. Отец Парфентий был участником Первой мировой войны. В «Николаевской газете» от 20 сентября 1915 г. помещена заметка, в которой говорилось, что о. Парфентий был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за мужество в боях. Награда была получена из рук государя Николая II в Ставке Верховного Главнокомандующего. По информации музееведа Т.Губской, геройство и мужество проявились в том, что на поле боя о. Парфентий обратился к австрийским солдатам со словами о любви и братолюбии, совести, о нелепости насилия и убийств, о любви к Богу и людям, о главной заповеди христианина – не убий. Этой речью П.Холодный остановил наступление вражеских сил. В тот день – Успения Пресвятой Богородицы (15 августа 1915 г.), австрийский полк не стрелял в русских солдат, а поступок священника был приравнен к подвигу. Деяние отца Парфентия является свидетельством влияния сакрального места – Свято-Николаевской церкви 58-го пехотного Пражского полка  – на личность.
Святое место способствует положительному изменению личности человека. Еще один пример – подвиг И.Шевченко – матроса-героя Крымской войны. В 1850 г. он поступил на службу в 30-й флотский экипаж и находился во флотских казармах, построенных возле Адмиралтейской площади. Во время осады Севастополя И.Шевченко воевал на третьем бастионе и особенно прославился в рукопашных схватках. В ночь на 20 января 1855 г. отряд моряков под командованием лейтенанта Н.Бирюлева совершил вылазку в траншеи противника. Там же И.Шевченко заслонил своего командира, приняв пулю вместо него. Весть о подвиге И.Шевченко разнеслась по всей Российской империи. Отовсюду стали поступать предложения поставить памятник матросу-герою. Памятник матросу И.Шевченко (автор М.Микешин) был открыт в 1874 г. возле флотских казарм в Николаеве. Это был первый в Российской империи памятник нижнему чину.
В 1935 г. полковую Свято-Николаевскую церковь закрыли и разрушили, несмотря на металлический забор, вмурованный в каменные столбы.
В этом же районе действуют такие храмы:
Госпитальная Святого Александра Невского церковь (ул. Урицкого) – открыта в 1866 г., закрыта в 1934 г., возвращена верующим в 1991 г., начала действовать в начале ХХІ в.;
Леонидо-Феодосиевская церковь (ул. Володарского) – построена перед революцией и освящена в 1916 г. Сегодня жители Николаева знают храм на ул. Володарского под названием церкви Пантелеймона Целителя.
Кроме православных храмов, на этой же территории в 1870 г. была построена мусульманская мечеть, здание которой существовало до 1920 г., а остатки минарета – до 1946 г.
В здании Николаевской богадельни (площадь Коммунаров) с 1890 по 1934 гг. действовала Скорботническая церковь, а во флотских казармах (строительный колледж) до 1920 г. – Покровская церковь.
Еще один штрих – недавнее появление возле главного корпуса ЧГУ имени П.Могилы небольшой часовни Божьей Матери-Целительницы, что также свидетельствует о духовности и святости этого места.
Духовность всегда тесно связана с образованием. Прообразом учебного заведения была просветительская деятельность Свято-Никольского братства, которое действовало при Свято-Николаевской церкви 58-го пехотного Пражского полка. В 1826 г. в районе современного парка Г.Петровского было построено Николаевское училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота, которое готовило мастериц для Адмиралтейства.
В связи с ликвидацией Черноморского флота и сокращением числа флотских экипажей после Крымской войны одно из зданий флотских казарм было передано Министерству народного просвещения. 14 ноября 1862 г. в помещении бывшей штурманской роты (а до нее – артиллерийского училища) в Николаеве была открыта первая мужская (Александровская) гимназия.
В конце XIX в. у гимназии был разбит сквер, названный в память о М.Манганари – главном командире Черноморского флота и военном губернаторе Николаева. В наше время в здании бывшей гимназии находится строительный колледж, а сквер носит имя Пролетарский, пришедшее из советской эпохи.
В конце XIX – начале XX вв. в Николаеве получили развитие городские начальные училища (школы). На 1915 г. их насчитывалось 28, наиболее популярные были названы в честь А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, Н.Гоголя и М.Ломоносова. Помещение последнего училища сохранилось по сей день. Сейчас в отреставрированном Ломоносовском корпусе находятся ректорат и зал заседаний ученого совета ЧГУ имени П.Могилы.
На прилегающей территории также находятся учебно-культурные заведения: международный университет развития человека «Украина», Учебно-научный институт истории и права Николаевского национального университета им. В.Сухомлинского, Николаевский муниципальный коллегиум, Центральная библиотека имени М.Л.Кропивницкого, недавно отреставрированный краеведческий музей «Старофлотские казармы».
И, наконец, об ореоле таинственности. Таинственность в Николаеве чаще всего связывают с катакомбами или подземельями. Текст доклада старшего инспектора инженерного управления Черноморского флота А.Алексеева от 15 июля 1953 г. гласит: «Между улицами Володарской и Аптекарской, в существующих флотских казармах имеются двухъярусные подвальные помещения, из которых начинаются подземные тоннели в сторону улицы Адмиральской к заводу им. 61 Коммунара и реке Ингул. В подвале по улице Адмиральской обнаружен вход в тоннель, имеющий два ответвления: по ул. Адмиральской в сторону Дома флота и флотских казарм. Выявленные три входа по ул. Адмиральской подтверждают подземную связь тоннелями между Домом флота, флотскими казармами и речной пристанью (Сухой Фонтан) на расстоянии 3,8 км».
На территории Черноморского государственного университета имени Петра Могилы также есть вход в подземелье. Святость и таинственность этого места отвечает сакральным параметрам.
Поэтому мы можем говорить о существовании пятого сакрального центра – Адмиралтейского, возраст которого не меньше двухсот лет. Его визитной карточкой можно считать изображение крылатых морских коней возле ворот бывшего Николаевского адмиралтейства, которые символизируют связь подземной и морской  стихий.
Юрий Котляр,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории ЧГУ им. Петра Могилы.

Самые интересные новости на Нашем Telgram-канале