Монбланы мусора в краю корабелов

Среда, 29 мая, 2013 17:23

Замусоренность – одна из болезненных николаевских проблем, можно сказать, притча во языцех. Нередко случается так, что контейнеры для твердых бытовых отходов (ТБО), вовремя не очищенные возчиками, жители заваливают мусором «по самое не хочу». Прямо в жилых кварталах и по соседству с ними вырастают стихийные свалки бытового, а на берегах рек, в балках, на окраинах города – ещё и строительного мусора. Кто виноват в происходящем: местные власти, коммунальные службы, милиция или мы сами?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Когда-то в Николаеве было два основных возчика мусора – коммунальное КАТП-1428 и ЖЭУ Ленинского района, для которого в девяностых годах были приобретены новые на тот момент «КамАЗы»-мусоровозы большой вместимости.

Постепенно автопарк обоих предприятий изнашивался, все больше машин выходило из строя. Что касается КАТП-1428, там вообще ситуация была аховая – автотранспорт не обновлялся с момента развала СССР, персоналу не выдавали элементарных средств защиты и гигиены, с трудом удавалось погасить многочисленные долги, в том числе и по зарплате.

Именно для того, чтобы избавить предприятие от долгов, вывести его на качественно новый технический уровень на базе КАТП-1428 создали новое юридическое лицо – КП «Николаевкоммунтранс». Новое, очищенное от долгов предшественника, предприятие взяло в кредит несколько новых мусоровозов, стало закупать современные контейнеры. Однако в условиях отдельно взятого Николаева хозяйствовать по-новому оказалось непросто: металлические контейнеры разворовывались, пластиковые – сжигались, а их содержимое методично «сортировали» бомжи, разбрасывая по округе. В итоге мусора меньше не стало, а у КП «Николаевкоммунтранс», как и у его предшественника КАТП, начали нарастать долги. Причина проста – тариф на вывоз ТБО, утверждаемый местной властью, хронически не поспевал за ростом себестоимости услуги. Вдобавок ЖЭКи не спешили расплачиваться за вывоз мусора в полном объеме, мотивируя это неплатежами населения.

Между тем неплохо зарекомендовали себя частные возчики мусора, поначалу работавшие на локальных территориях города. Это обстоятельство, а также изменившееся законодательство, подтолкнули мэрию к идее о необходимости проведения конкурса на вывоз мусора. Тем более что специализированное коммунальное предприятие в силу финансовых проблем к тому времени, по сути, лишилось своего автопарка. А чтобы заставить всех исправно платить за вывоз ТБО, особенно жителей частного сектора (это еще одна хроническая проблема), в районах организовали абонентские службы. Охват частного сектора договорами резко вырос, денег стало больше, город стал чище.

Несколько лет назад в Николаев пришла крупная компания «ГРИНКО». Казалось бы – мечта: свой импортный транспорт, свои контейнеры, в том числе для раздельного сбора ТБО. Казалось бы – Европа, что еще Николаеву нужно! Компании отдали на обслуживание лакомые кусочки, включая микрорайоны компактной многоэтажной застройки. Но продолжалась идиллия недолго. Во-первых, резвое вхождение компании на рынок привело к судебным искам со стороны конкурентов, которые посчитали себя обиженными. А, во-вторых, «ГРИНКО» столкнулось с теми же проблемами, что и предшественники: вандализм в отношении контейнеров, бомжи, и, что самое главное, несоответствие тарифа фактическим затратам вкупе с неплатежами со стороны потребителей.

Вновь начались жалобы на нехватку денег для закупки ГСМ, резины и запчастей, последовали сбои в работе и срывы графика. Город стал утопать в мусоре, стихийные свалки росли со страшной скоростью. К лету прошлого года ситуация стала угрожающей.

Городским властям пришлось оперативно решать проблему в ручном режиме. Ситуацию удалось выровнять, но в целом проблема осталась. Не стоит рассуждать об её остроте, об этом судить каждому из читателей.

Сегодня в Николаеве работают восемь возчиков. Самый большой из них по-прежнему «ГРИНКО», хотя, по словам сотрудников городского департамента ЖКХ, количество мусоровозов у него сократилось до четырех-шести. Своя база есть у фирмы «ВАЛАН», «Корунда», «Никспецсервиса», ЧП Барбалюк и других.

До сих пор тендеры на вывоз мусора проводили районные администрации. Однако, в соответствии с постановлением Кабмина №1173 от 06.11.11 новые тендеры должен проводить орган местного самоуправления, каковым горисполком определил департамент ЖКХ. Главные критерии конкурса – приемлемые для города тарифы возчика, наличие собственной базы, транспорта, умение и желание работать. Каждый район будет выставлен на конкурс как отдельный лот, победителей определят по сумме баллов, выставленных комиссией. Они должны будут заключить договоры с КП «Николаевкоммунтранс» на захоронение мусора на полигоне ТБО.

Теперь о тарифной политике. Её определяет орган местного самоуправления, контролирует Госинспекция по ценам, а согласовывает тарифы городской отдел цен. Сегодня тарифы на вывоз мусора находятся на критически низком для возчиков уровне, как, впрочем, и квартплата, и тарифы на коммунальные услуги. Жилищники и коммунальщики в один голос утверждают: они не соответствуют экономическим реалиям, их нужно повышать. Но тарифы – вопрос заполитизированный, их повышение, учитывая невысокий уровень жизни большинства людей, приведет к росту социальной напряженности. А компенсировать убытки жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий в полной мере бюджет не в состоянии. Отсюда одна их хронических проблем вывоза ТБО: безденежье. Ну не могут мусоровозы вместо топлива ездить на воде, а их водители – работать бесплатно!

Традиционной является и проблема неполной оплаты оказанных услуг. Чтобы хоть как-то упорядочить платежи, власти хотят вывести оплату вывоза ТБО из квартплаты в отдельную книжку. Это хлопотно, но более выгодно для возчиков. По такому пути пошли в Корабельном и Заводском районах. И результат не заставил себя ждать: в жилфонде ЖКП «Пилот», к примеру, оплата вывоза ТБО превысила 100%. Иными словами, люди не только оплачивают текущую услугу, но и погашают старые долги. Что же касается абонентских служб, прежде собиравших платежи, из них осталась только одна – в Центральном районе, которая зарекомендовала себя как эффективная. Остальные решениями судов признаны банкротами. А с частным сектором, которым раньше занимались абонентские службы, отныне работает непосредственно КП «Николаевкоммунтранс». В свою очередь ЖЭКи теперь напрямую заключают договора с возчиками, определенными конкурсной комиссией. В Центральном районе договорами по-прежнему занимается абонентская служба.

В департаменте ЖКХ признают, что и сегодня многое приходится контролировать в пресловутом «ручном режиме»: там сорвали график, тут не вывезли, здесь надо помочь. Приходится перебрасывать технику одного возчика для помощи другому. Работа эта непростая и обычным людям непонятная. Им-то нужен не процесс, а результат: чтобы мусор был вовремя вывезен, а не гнил во дворе неделями.

Городские чиновники мечтают о мощном и надежном инвесторе, который бы зашел в город со своим парком, техникой, технологиями и одним махом решил все вопросы с ТБО. Однако такого нет. Нет даже фирмы, которая со стопроцентной гарантией надежности могла бы отработать хотя бы один район. И не будет! – при сохранении низких, непривлекательных тарифов. А повышать их до экономически обоснованного уровня власти опасаются, по уже описанным причинам. Круг замкнулся!

Чтобы вырваться из него, у нас решили пойти по пути развития собственного предприятия – «Николаевкоммунтранса», для которого приобрели контейнеры, три мусоровоза и планируют купить еще два. Все машины – «МАЗы», каждый из которых рассчитан на перевозку 60 кубометров спрессованных гидравлической плитой ТБО. Уже прибывшие в город мусоровозы проходят процедуру оформления документов. По словам начальника управления окружающей природной среды и благоустройства департамента ЖКХ Владимира Корчагова, каждая из таких машин может опорожнить от 60 до 80 контейнеров, и когда все они приступят к работе, то смогут охватить добрую половину Николаева.

И еще об одной кричащей проблеме – о городском полигоне ТБО в Коренихе. Официально он действует с 1972 года, когда была закрыта старая городская свалка в районе междугородного автовокзала. На самом деле и до 1972 года в Корениху вывозили ТБО. За прошедшие десятилетия на полигоне накопилось около 39 млн. кубометров мусора, тогда как его расчетная мощность составляет 50 млн. кубометров. Еще 10-15 лет интенсивной эксплуатации, и свалку придется закрывать. Что тогда?

Понимая остроту проблемы, несколько лет назад власти всерьез принялись за полигон. На него был разработан паспорт, получен акт на постоянное пользование территорией, закуплена новая техника, проведены частичные мероприятия по модернизации и минимизации влияния на окружающую среду. Но денег все равно не хватает. Сегодня тариф на захоронение мусора составляет около 3 грн. за кубометр (вскоре тут перейдут к приему мусора по весу, необходимая для этого весовая уже установлена). В то же время тариф, просчитанный в соответствии со всеми нормами, составляет 4,85 грн. для жилищников и 6-8 грн. – для других категорий. Несколько лет назад была предпринята попытка перейти на экономически обоснованный тариф, полигон проработал на нем несколько месяцев, ликвидировал убытки, погасил долги, персоналу начали вовремя платить зарплату. Но потом на этот тариф был наложен мораторий, мол, для людей он слишком высок. Полигон вернулся к привычному для него состоянию безденежья.

Что будет с полигоном дальше? Пока непонятно. Несмотря на массу предложений, серьезных инвесторов для решения проблемы с утилизацией отходов городу привлечь так и не удалось. Недавний пример – договор на добычу биогаза на участке захоронения листвы полигона с его переработкой в тепловую и электрическую энергию. Приехали представители фирмы, задекларировали намерения и… пропали. Чуть раньше был консорциум японцев и поляков, которые тоже собирались добывать биогаз и даже пробурили для этого 14 скважин. Но они так и не смогли договориться друг с другом и ушли из Николаева, бросив скважины, выделяющие взрывоопасный газ. Пришлось их затампонировать. Что уж говорить о мощных мусороперерабатывающих производствах, установках пиролиза или мусоросжигательных заводах, одно упоминание о которых пугает горожан!..

Почему потенциальные инвесторы не демонстрируют серьезность намерений и обычно ограничиваются красивой презентацией? Причин много. В целом все сводится к тому, что переработка мусора – бизнес, и благотворительностью здесь никто заниматься не будет. Нам предлагают или дешевые, но сомнительные технологии, или пытаются втащить в проект город, истребовав с него бесплатно землю, различные преференции и огромные суммы. Предлагаются изначально несерьезные проекты, не учитывающие объем мусора, ежегодно «производимого» Николаевом, проекты, в ходе реализации которых стоимость вывоза ТБО рискует многократно возрасти, а также вызывающие множество вопросов у депутатов, экологов, общественников. Короче, не везет нам с «мусорными проектами». Пока, во всяком случае.

Теперь поговорим о проблеме стихийных свалок, которые мозолят глаза николаевцам. Вопрос, откуда они берутся, задавать бессмысленно. Все понимают, что это наших же рук дело. Но почему мы сыплем мусор куда попало, а не туда, куда нужно?

Часть стихийных свалок возникает возле контейнерных площадок из-за несвоевременного вывоза мусора. Это мы уяснили. А остальные?

Основная часть мусора, который высыпают в балках, рощах, на берегах рек – строительные отходы. В значительной степени он образуется тогда, когда николаевцы приступают к ремонту. Официально процедура такова: в ЖЭКе или, если это частный сектор, в райадминистрации, нужно заключить договор на складирование мусора. Но этого почти никто не делает, ибо тогда придется платить за аренду территории. За талон на вывоз мусора на полигон тоже нужно платить. Плюс, разумеется, за перевозку. Поэтому обычный горожанин идет по пути наименьшего сопротивления: находит объявление, платит где-то 250 грн. за вывоз грузовика мусора и его совершенно не интересует, куда тот девается. А девается он обычно в ближайшие кусты, лесок, балку. Кто будет жечь топливо да еще платить за свалку, когда в городе и вокруг него полно бесхозных пустырей?

За складированием и вывозом строительного мусора должны следить мастера ЖЭКов, райадминистрации, воссозданная недавно специнспекция по благоустройству. Но людей для этих целей элементарно не хватает. Скажем, та же специнспекция – это десять человек на полумиллионный город. Много ли они успеют?

Один из наиболее вопиющих примеров захламления городской территории – стихийные мусорные свалки в урочище Дубки, которое официально отнесено к природно-заповедному фонду. Что тут только не предпринимали: рейды проводили, штрафовали тех, кто попался на горячем, перекапывали и перегораживали дороги. Но мусор всё равно появлялся. Значительная его часть – это не строймусор, а как раз ТБО. И несут его местные жители со стороны ул. Анны Дивиной, где частный сектор примыкает к Дубкам. Причина? По словам того же В.Корчагова, у одних нет договора на вывоз ТБО, другим просто лень нести мешки к месту сбора – здесь организован ручной сбор мусора, и жителям необходимо выставлять мешки с отходами в определенном месте, потом их забирает машина. Выбрасывать мусор в Дубки удобней и дешевле, точнее – вообще бесплатно. Как говорится, есть спрос, есть и предложение. Рынок-с!

В последнее время благодаря весенним субботникам и договору с агрофирмой «Зеленое хозяйство» Дубки немного почистили. Но надолго ли?

Аналогичная ситуация и в другом урочище, также называемом в народе Дубками – возле завода «Зоря». Правда, здесь есть свои нюансы. Эта территория находится в аренде, арендатор перечисляет в бюджет арендную плату, что, безусловно, выгодно городу. Но вот поддерживать чистоту на арендованной территории – то ли не может, то ли не хочет. В итоге Дубки в запустении, разросшиеся зеленые насаждения сплелись в дикий частокол, а редкие полянки пугают глаз случайных прохожих кучами мусора. Навести здесь порядок – дорого, да и надолго ли того порядка хватит?! Ясно одно: Дубкам нужен настоящий хозяин, и пока, к сожалению, такого хозяина там нет.

Так в общих чертах выглядит «мусорная проблема» Николаева. Основные причины сложившейся ситуации: низкие тарифы, старый транспорт, неплатежи, человеческий фактор, отсутствие серьезных инвестиционных предложений в данном сегменте бизнеса.

Отчасти виноваты в этой проблеме не власть, контролирующие органы, инвесторы, возчики или кто-то еще, а мы сами. Нужно помнить о народной мудрости: «Чисто там, где не сорят, а не там, где убирают». Пока мы будем сыпать отходы куда угодно, игнорировать требования законодательства, пытаться сэкономить на чистоте и возмущаться повышением тарифов, изменить ситуацию к лучшему будет очень сложно. Хотя, с другой стороны, надежных механизмов контроля за тарифообразованием в сфере вывоза ТБО со стороны потребителей у нас тоже нет. Мы не знаем, насколько рационально тратятся наши деньги. Это еще одна проблема, решать которую нужно всей городской общине.

Автор: Станислав Козлов

Источник: Вечерний Николаев

 


Самые интересные новости на Нашем Telegram-канале